Плетётся старенький трамвай...
…И Стук колёс наводит грусть, его не тороплю и не кричу: «Давай!», я никуда не тороплюсь…
…И Стук колёс наводит грусть, его не тороплю и не кричу: «Давай!», я никуда не тороплюсь…
Эту симпатичную песенку лет тридцать назад исполняла группа «Час пик». Тогда трамваи действительно настраивали исключительно на лирический лад. Они весело звенели, постукивая колёсами, ярким солнечным днём, их окна плакали в ливень, и от слёз этих веяло какой-то светлой грустью, а свет окон убегающего в ночь трамвая – чем не стихотворная строка?
Нынче всё не так. Прокатиться на той же «семёрочке» – ещё то экстремальное развлечение. Угрожающе раскачиваясь, будто катер на штормовой волне, грохоча, словно бронепоезд на марше, проходит он свой закольцованный путь.
Мешают машины – трамвай отчаянно звенит, но «водилам» не до него. Но если трамвай встанет, и автомобилистам, и пассажирам машин-автобусов хоть волком вой: пробка где-нибудь в районе «Дальпресса» почти не проездная.
Остановки такие, увы, нередки. То большегруз снесёт контактную линию, то сам трамвай задымится-загорится, то что-то у него открутится, и бедная вагоновожатая бежит с гаечным ключом поломку «починять». А что с несчастного агрегата взять, если самому «молодому» трамваю уже 17 лет стукнуло?
Не за горами столетний юбилей владивостокского трамвая, и, наверное, мой вопрос прозвучит кощунственно: а не отжил ли он своё? Во-первых, редко увидишь, чтобы он был не то что битком набит, а хотя бы нормально заполнен. Во-вторых, трамваи «запирают» дороги Владивостока, по крайней мере, 5-й и 7-й маршруты – явная проблема при нынешнем, мягко говоря, насыщенном движении. А в-третьих…
Чтобы капитально отремонтировать трамвайные пути, которые реконструировали лет семьдесят назад, надо примерно 40 миллионов рублей! Если же делать современный ремонт, то этих миллионов потребуется уже больше ста.
По словам специалистов, на эти деньги можно купить не менее 40 южнокорейских автобусов в отличном техническом состоянии. Это только в пересчёте с ремонта на одном маршруте. А их – четыре. Всего трамваев в городе меньше пятидесяти, и трамвайный парк нуждается в полном обновлении, а это тоже огромные деньги: новый вагон стоит свыше 10 миллионов рублей. Вполне очевидно, что новые автобусы, купленные на адекватные приведению в порядок «трамвайного дела» деньги, перевезут куда больше горожан.
Грустно, конечно, но что поделаешь? А может, сделать трамвай достопримечательностью города – на каком-то маршруте, который никому не мешает? Как в американском Денвере, например, где очень симпатичные трамвайчики совершенно бесплатно катают всех желающих. Тогда владивостокский трамвай не только вековой юбилей отметит, но и ещё много-много дней рождения.
Автор: Фёдор Устюгов Фёдорович