Живописцы, уберите ваши кисти...

Новостные порталы подводят итоги первых теленедель мая: раскрашенные «В бой идут одни «старики» изрядно опередили в рейтинге раскрашенные же «Семнадцать мгновений весны». Вдогонку сообщается: сейчас раскрашивают «Золушку» – ту самую, с Яниной Жеймо, Фаино

16 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2545 от 16 июнь 2009

Новостные порталы подводят итоги первых теленедель мая: раскрашенные «В бой идут одни «старики» изрядно опередили в рейтинге раскрашенные же «Семнадцать мгновений весны». Вдогонку сообщается: сейчас раскрашивают «Золушку» – ту самую, с Яниной Жеймо, Фаиной Раневской и Эрастом Гариным. Фильм даже могут переозвучить – дабы показать в современных кинотеатрах. А в перспективе – «Республика ШКИД». Да и вообще, мало ли у нас чёрно-белых фильмов?

«Давайте Чаплина озвучим, чего он бегает немой?» – написал по этому поводу Дмитрий Быков, и не согласиться с ним трудно. Эпидемия с раскрашиванием, свалившаяся на российское киноискусство, приобретает какие-то сумасшедшие масштабы. Возникает впечатление, что продюсеры и прочие кинодеятели, поняв, что снять высококачественное кино сегодня им не под силу, решили испортить и то, что принято считать классикой, эталоном. Ведь это так просто! Всего лишь подкрасить – и неважно, что лица героев выглядят так, будто перед началом съёмок они массово посетили самый дешёвый солярий; сделать «персонажу Евгении Симоновой лёгкий макияж», как с восторгом рассказывал один из авторов раскраски фильма Леонида Быкова; наложить новую музыку на родные до боли кадры допроса Кэт; урезать до часового формата серии «Семнадцати мгновений весны», удалив «незначительные» реплики, – и в итоге когда-то высокохудожественное произведение становится выхолощенным, бессмысленным. На его фоне уже не страшно снимать не то что всякие там «параграфы 78», но и даже «домдва». Уже не виден контраст. Что, собственно, и следовало доказать…

Возможно, у меня острый приступ паранойи, но в этой эпидемии раскрашивания я вижу далеко идущие цели. Мы уже имеем «дветыщипятьсотраз» переписанную историю и вопреки декларациям стремительно превращаемся в Иванов, родства не помнящих. Не верите? Далеко ходить не надо: половина опрошенных студентов Владивостока уверены, что улица Светланская названа так… в честь дочки «какого-то первого губернатора».

Мы имеем сомнительное удовольствие наслаждаться «островным синдромом»: уже выросло поколение приморских детей, которые по два-три раза были в Китае, Корее, Японии, но ни разу – в Москве, Санкт-Петербурге…

Что остаётся? Кино! То самое, на котором мы росли, которое мы показывали детям. Как бы пафосно это ни звучало, но эти фильмы, которые сегодня так радостно принялись раскрашивать, объединяли нацию. Превращая их в фантики, в пустышки, можно добиться многого…

Последним бастионом на краю бессмысленного космополитизма стоят искусство, литература, кино, мульт-фильмы. Теперь их можно легко менять в угоду сиюминутным интересам. Что там Чаплин! Почему бы не переделать финал «Онегина» – и пусть Татьяна, как в «домдва», бежит «строить отношения» с Онегиным. Почему не пригламурить боярыню Морозову у Сурикова, а то у неё что-то цвет лица бледноват… Как всё это будет современно, как доступно молодёжи! И деньги найдутся.

Думаете, это бред? Ах, если бы… «Золушку»-то уже красят…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ