Маша без Саши. Елена Бирюкова воспитывала в себе холерика

«Простите, Маша, можно с вами сфотографироваться?» - с такой просьбой к актрисе Елене БИРЮКОВОЙ поклонники подходят постоянно. Комедийный сериал «Саша и Маша», в котором Елена сыграла главную роль, принёс актрисе гигантскую популярность…

5 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2541 от 5 июнь 2009
633a3e656128e2b79d5f5115f596d0ec.jpg


«Простите, Маша, можно с вами сфотографироваться?» - с такой просьбой к актрисе Елене БИРЮКОВОЙ поклонники подходят постоянно. Комедийный сериал «Саша и Маша», в котором Елена сыграла главную роль, принёс актрисе гигантскую популярность…

- Я с нежностью отношусь к этой роли, - говорит Елена. – Она принесла узнаваемость. Маша мне позволяет, например, не стоять дикую очередь, когда приезжаю в официальное учреждение, чтобы поменять загранпаспорт, а зайти в кабинет, улыбнуться и… Это ужасно, я понимаю, но… На самом деле мне не хочется пользоваться этой известностью, я хочу жить так, чтобы не было этих очередей и способов их обходить…

- Насколько мне известно, вам однажды пришлось выбирать: либо съёмки в «Саше и Маше», либо работа в театре Маяковского. И вы выбрали первое…

- Это давняя история… В театре Маяковского, куда я пришла к Андрею Гончарову и где играла в основном героинь, сменился режиссёр. И я была поставлена в такие условия, что «Саша и Маша» были едва ли не идеальным выходом из ситуации. А сегодня как раз больше всего занимаюсь театральной деятельностью, потому что киноработ, увы, у меня мало… Не работаю ни в каком театре, нахожусь, так сказать, в свободном полёте. И не думаю куда-то устраиваться, потому что после нескольких лет самостоятельности уйти в подневольные не тянет…

- К вопросу об амплуа… Вы ведь дебютировали в театре Маяковского как Розалинда, верно? А когда в вас проснулось комедийное начало?

- Оно в театре старательно не замечалось. Андрей Гончаров кричал мне на репетициях: «Бабанову давай, Бабанову!». В выпускных спектаклях в ГИТИСе я играла Раневскую, в Маяковке - Ящерицу, репетировала Корделию, в общем – классику…

Мне даже Лису Алису не давали сыграть, приходилось доказывать и убеждать. Я говорила, что могу, а мне отвечали: «У тебя мелодраматический темперамент, какая ты Алиса…».

Ныне этот репертуар ушёл, и очень жаль, я скучаю. Возраст - такое дело, что я могу составить список того, чего уже не сыграю просто в силу своих 38 лет…

И популярность, возникшая после «Саши и Маши», мне не слишком в этом смысле помогла. Всегда надеешься, что появится возможность получать новые роли, много работать, быть востребованной… Но клише Маши прилипло ко мне прочно. Наши режиссёры и продюсеры идут по более лёгкому пути и боятся, что зритель будет видеть во мне только Машу, не хотят пробовать…

А я вижу себя в других ролях. Хотела бы сыграть Анну Каренину, именно сейчас я её хорошо понимаю.

И жаль, что за время «Саши и Маши» мои героини сузились до глупеньких бестолковок…

В «Клиническом случае» (с этим спектаклем по пьесе Рэя Куни в переводе Михаила Мишина Елена Бирюкова приехала во Владивосток. – Прим. ред.) у меня характерная роль, героиня трогательная и нелепая, но в то же время сильная, потому что борется за своего сына.

- Вы не устаёте от популярности?

- Устаю. Очки чёрные ношу всегда. Иногда в кафе бывает… Сидишь, ешь, а к тебе подходят – ой, можно сфотографироваться? А можно я сначала поем, а? Я пугливая в этом смысле и стеснительная… Не похожа на звезду. Помню, приехала как-то на съёмки «Саши и Маши», уже сериал раскручен был, в курточке простой, в очках, кроссовках. Вышла в коридор – идёт сторож. Ну когда, говорит, уже ваша Маша приедет, небось, на белом «Мерседесе» и в мехах? Ну, я пожала плечами, сама думаю: да, от мехов и «Мерседеса» не отказалась бы… И почему я без них? – смеётся Елена.

- Во Владивостоке и Приморье вы не в первый раз. Прошлой осенью вместе с командой артистов проехали по краю в кинотурах, сопровождающих фестиваль «Меридианы Тихого»...

- Это было великолепно! – восторгается Елена. - Для меня это был первый опыт такого плотного общения со зрителями, живого и интенсивного, и это было очень интересно - видеть глаза зрителей, их реакцию, обмениваться эмоциями. Кинотур – это ни на что не похоже и очень здорово!

- Вы принимали участие в «Танцах на льду» и были расстроены судейством… Не приглашали ли вас снова в проект?

- Приглашали. В новогодний. И я поначалу как-то задумалась, потому что и на каток ходила, и помнила, какой сначала был на проекте кураж, адреналин…

А потом, когда партнёр стал говорить: ну вот, сделаем тут поддержечку, тут я тебя подниму, я поняла, что куража-то нет… Есть ужас. Я отказалась.

- А в каких телепроектах вы бы приняли участие – может быть, у Малахова, у Милявской?

- Да была я и там, и там… Приглашали, и не раз. И опять зовут. Нет, я такое не люблю. Во-первых, не верю происходящему, не верю героям. Во-вторых, видно же, как люди лицемерят, как из чепухи раздувают что-то – и как такое всерьёз комментировать? А кроме того, после одной программы осталось ощущение, что я в грязи извалялась. Зачем же это повторять? С той же Лолитой гораздо приятнее пообщаться просто так, она милая умная женщина, действительно без комплексов.

- Вы снимаетесь в рекламе?

- С Егором Дроновым (Саша в «Саше и Маше». – Прим. ред.) в рекламе «Любимого сада». Но роликов прошло мало, потому что, как мне кажется, концепция была неправильной…

- Ирина Мирошниченко говорила, что сниматься в рекламе майонеза не стала бы, вот если бы реклама мехов, драгоценностей…

- Знаете, есть поговорка: «Война наступит – жрать попросишь». Грубо, но по сути. Я не зарекаюсь и не могу осуждать артистов, которые зубные протезы рекламируют или что-то в этом духе. Потому что времена бывают разные и пенсии в три тысячи рублей, и когда ты болеешь, например, то не до презрения к деньгам… У меня дочь растёт, мне надо её кормить, учить, одевать, надо помогать родителям, и на данный момент позволить себе капризничать я не могу. У меня скромная квартира, скромный автомобиль…

- Вы интересуетесь политикой?

- У нас такое государство, что не следить за политикой невозможно – она вокруг тебя, ты сталкиваешься с ней так или иначе. Дочь растёт – как же меня может не волновать, например, политика в области здравоохранения и образования? У меня родственники в Белоруссии – как же я могу не следить за тем, что там происходит? На Украине снимается много проектов, там мои друзья, и что делается у них, не может не волновать… Да я столько вижу, когда езжу на гастроли! Вот недавно была в Петропавловске-Камчатском, вообще много езжу по России и не могу не замечать, как живут люди, в каком ужасающем состоянии наши города, до какой степени власть имущие беспардонны…

- Ваша главная мечта?

- Чтобы все были здоровы. Семья моя чтобы была в порядке, чтобы была стабильность, когда можно работать и ни о чём не беспокоиться, чтобы сердце не болело…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ