Свой уголь ближе к телу
Угольный разрез “Южный-1” - таково официальное название таежного участка, где зарождается новая отрасль экономики Кировского района. Здесь в заболоченной долине речки Соленой еще в августе начались работы по освоению Крыловского буроугольного месторождения.
Угольный разрез “Южный-1” - таково официальное название таежного участка, где зарождается новая отрасль экономики Кировского района. Здесь в заболоченной долине речки Соленой еще в августе начались работы по освоению Крыловского буроугольного месторождения.
От таежной трассы, ведущей к дальним селам района, проложена полукилометровая грунтовая дорога шириной 25 метров. На нее ушло более 4 тысяч “кубов” щебня. По дороге завозятся тяжелая техника для вскрышных работ и оборудование, а недавно прошли “БелАЗы”, прибывшие сюда с Липовецкой автобазы для вывозки грунта. Чтобы добраться до первого пласта угля, залегающего на 14-метровой глубине, предстоит вскрыть 350 тысяч кубометров породы. Одновременно дамбой отсекают от разреза капризную речку. Почти готова ЛЭП, которая после установки двух трансформаторов позволит подключить к вскрышным работам 5-кубовый электрический экскаватор, и темп работ на разрезе должен заметно возрасти. Этот же мощный всесезонный экскаватор планируют использовать для добычи угля. “БелАЗы” в этом угольном конвейере задействованы только для вывозки грунта в отвалы. А 60 километров таежной трассы до райцентра предстоит преодолевать с грузом “КамАЗам”, “МАЗам” и другой более разворотливой технике. Потому как планируется доставлять уголь, минуя склады, непосредственно к кочегаркам, работающим на твердом топливе, каких в районе около 40.
- Для того чтобы добраться до угля, надо затратить на вскрышные работы 18 миллиардов рублей, - говорит заместитель главы администрации района Сергей Пасмор. - Таких денег в казне района не нашлось. Спонсором стало ОАО “Приморскуголь”, которое помогло деньгами и техникой. Исполнителем карьерных работ - артемовская “Приморскугольрекультивация”. Создано совместное предприятие по освоению малого разреза - ОАО “Крыловскуголь”, где 20 процентов акций принадлежат районной администрации.
Поскольку потребность района в твердом топливе 50-60 тысяч тонн на сезон, то остальной уголь (разрез будет давать в год около 100 тысяч тонн) можно продавать соседям - чугуевцам, кавалеровцам по цене в несколько раз меньшей, чем завозной из Липовецкого и Павловского разрезов. Правда, по качеству крыловский уголь марки Б-2, как говорят специалисты, чуть похуже павловского. Точно разведанные запасы составляют 1,5 миллиона тонн, по предварительным же прогнозам - в 10 раз больше. Предполагается, что эксплуатация Крыловского месторождения даст прибавку в районную казну 2-3 миллиарда рублей.
Особенно ждут первых грузовиков с углем в сельских школах, поскольку запас топлива пока составляет 50 процентов. Хотя, как заметил Сергей Пасмор, который курирует социальную сферу района, проблема с углем, пусть даже пока с завозным, не так остра, как с обеспечением жидким топливом. Причем не только котельных, работающих на мазуте, но и техники, работающей на угольном разрезе. Вот и в день нашей командировки 30-тонные “БелАЗы” и прочая техника простаивали - дизтоплива не было. Поэтому-то здесь делают главную ставку на ЭКГ - электрический экскаватор. Его частями уже доставляют сюда эксплуатационники. Дело лишь за его сборкой и установкой 2 трансформаторов, которые обойдутся во вполне “подъемную” сумму - 272 миллиона рублей.
За первым угольным пластом мощностью от 2 до 4 метров предстоит разработать следующий - уже на глубине 28 метров - обширный более чем трехметровый слой. А перед этим - снова вскрывать и отвозить в отвалы тысячи тонн глины. Есть уголь и глубже. Но подсчитано, что добывать его экономически невыгодно. Зато греет другая очевидная перспектива: чем глубже залегает уголь, тем лучше его качественные характеристики.
Доводилось слышать, что, дескать, эта “грандиозная затея” не просчитана должным образом. Вывозка угля “на колесах” - удовольствие дорогое. Чтобы с размахом вести разработку, надо бы строить железную дорогу. А это колоссальные затраты: надо учесть стыковку с железнодорожной станцией Шмаковка (ближайшая от райцентра), с постройкой железнодорожного моста через Уссури. Ясно, что такие затраты для района и даже спонсоров нереальны. Выходит, “колеса” - единственный приемлемый в данной ситуации транспорт?
- Получается так, - говорят мои собеседники и приводят несложные подсчеты. - Предварительная отпускная цена тонны крыловского угля 130 тысяч рублей. Рейс “КамАЗа” до разреза и обратно - 200 тысяч. В итоге - тонна для местных потребителей обойдется в 150-160 тысяч при теперешних завозных 450-500 (на дальних рейсах - в соседние районы, понятно, затраты будут поболее). Таким образом, себестоимость угля с малого разреза “Южный-1” все равно будет в 4-5 раз меньше. Это выгодное предприятие!
Автор: Валерий ЛЕДЕНЕВ, “Владивосток”