ВыПРАВляем лево руля
Летом 2010 года правительство грозится ввести технический регламент, который запретит ввозить на территорию РФ машины с «подгулявшими» автопараметрами: рулём, фарами, зеркалами… Первыми в «чёрный список» попадут любимые приморцами «японки». Но поскольку
Летом 2010 года правительство грозится ввести технический регламент, который запретит ввозить на территорию РФ машины с «подгулявшими» автопараметрами: рулём, фарами, зеркалами… Первыми в «чёрный список» попадут любимые приморцами «японки». Но поскольку запрета на эксплуатацию уже бегающих по российским дорогам праворульно-неправильных машин пока не обещают, логично предположить, что в ближайшее время спрос на иномарки вырастет: граждане попытаются использовать последний шанс обеспечить себя импортными колёсами, пусть и не по сходной цене…
Всплеска спроса на иномарки с правым рулём боится глава Союза автопроизводителей России и один из авторов проекта технического регламента «О безопасности колёсных автотранспортных средств» Игорь Коровкин. Чтобы страну не заполонили подержанные праворульные иномарки, он вместе с законодателями предлагает запретить их ввоз в Россию, так сказать, досрочно.
Корреспондент «В» пыталась выяснить, есть ли почва у опасений господина Коровкина и какая альтернатива предоставлена приморским автолюбителям.
В правом углуНа «Зелёнке» - приморском авторынке, известном на весь Дальний Восток, ажиотажа не наблюдается: редкие покупатели неспешно дефилируют вдоль съёжившихся рядов иномарок, большинство продавцов откровенно скучают…
- В субботу, воскресенье народу побольше, - признаётся один из продавцов, - но с тем, что было год-полтора назад, всё равно не сравнить. К нам почти не приезжают за машинами из других регионов, да и своих стало намного меньше. Люди боятся тратить деньги, ведь никто не даёт гарантии, что в ближайшее время ситуация изменится, а о том, что будет только хуже, мы слышим каждый день.
- Люди заняли выжидательную позицию, - подтверждает частное мнение продавца заместитель председателя Общества защиты автомобилистов Приморского края Константин Шатоба, - ситуация на авторынке напоминает ситуацию с недвижимостью: квартиры вроде бы и подешевели, а спроса на них всё равно нет. Даже те, кто может позволить себе новые жилые площади, ждут: а вдруг будет дешевле.
Но пока машины на «Зелёнке» подорожали. В долларах – ненамного. Но при пересчёте на национальную валюту со вновь вернувшейся в обиход «зелёной» цены – ощутимо.
Незначительное увеличение долларовой стоимости при масштабном повышении пошлин Константин Шатоба объясняет экономическими причинами:
- В Японии тоже кризис. Машины там заметно подешевели. Поэтому большого повышения цен не произошло.
Маломальским спросом пользуются относительно новые (2005-2006 годов выпуска) и относительно недорогие (в пределах 300-350 тысяч рублей) автомобили. За такие деньги можно купить, к примеру, народную Toyota Сorolla. Или «Ладу-Приору». Впрочем, её-то на «Зелёнке», что называется, днём с огнём…
В левом углуНайти отечественные новые автомобили можно в другом месте. Представительство «АвтоВАЗа» (сейчас оно называется ОАО «Даль-Лада») работает в Приморье с 1973 года.
Его генеральный директор Юрий Ткачук неоднократно убеждал журналистов, что на машины существует стабильный спрос. Самые популярные среди приморцев машины – «Нивы» и «Приоры» (стоимость «Нивы» –от 280 рублей, цена на «Приору» начинается в пределах 300 тысяч, весь тюнинг, куда относится и установление автоматической коробки передач, – за отдельные деньги).
По его словам, у отечественных моделей есть свои поклонники. Например, «Ниву» часто берут для охоты или рыбалки или те, кто живёт вне Владивостока.
Видимо, для этих же целей такую машину купил живущий за пределами «города нашенского» российский премьер Владимир Путин. Официальный сайт правительства РФ сообщил, что, показывая своё приобретение представителям прессы (можно только догадываться, для чего была устроена эта презентация), он сообщил, что выкрашенная в камуфляжные тона трёхдверная «Нива» ему нравится, хотя он проехал на ней всего… 300 метров. Журналисты новую машину премьера оценили. По их подсчётам, автомобиль с такими «наворотами» может стоить больше 600 тысяч рублей, при том, что базовая комплектация самого популярного российского внедорожника меньше 300 тысяч. О его востребованности не преминул сказать и Владимир Владимирович. Цитируем: «Она продаётся достаточно широко во всех странах мира. Из всей линейки вазовского завода это самая продаваемая в мире машина».
Свой популярный внедорожник существует и у Ульяновского автомобильного завода. Джип УАЗ – «Патриот» - мощный, проходимый и в то же время компактный внедорожник. По крайней мере, так отрекомендовали эту машину в компании «Восток-УАЗ», которая является региональным дилером Ульяновского и Горьковского автозаводов на Дальнем Востоке. Цена гордости компании начинается в пределах 500 тысяч рублей, дополнительные опции могут увеличить её до 600 тысяч рублей.
- Отличная машина, - поделился своими впечатлениями директор Дальневосточного представительства Сергей Гриф, - удобно и в городе, и за городом. До этого 19 лет водил «Волгу», какое-то время ездил и на «японке», но без сожаления вернулся к левому рулю. Очень достойный автомобиль, я надеюсь, что он будет востребован жителями Дальнего Востока.
Ни в одной комплектации «Патриота» не предусмотрена автоматическая коробка передач. Но, с другой стороны, какой «автомат» может быть у настоящего внедорожника?
Тем же, кому, стоя во владивостокских пробках, лень постоянно совершать лишние телодвижения, стоит отправиться, скажем, в салон Renault или Ford. Покупателями «европейцев» часто становятся корпоративные клиенты. Причём представители компаний уверяют, что в последнее время регистрируют увеличение продаж.
~~Справка «В»
К 2014 году «АвтоВАЗ» обещает выпустить девять новых моделей и полностью модернизировать базу поставщиков до соответствия их международным стандартам. Уже в ближайшее время на предприятии начнётся масштабная работа по повышению качества автомобилей. Программа носит многообещающее название «Лада Качество». Её цель – снизить количество дефектов комплектующих и снизить гарантийные издержки.
По статистике, каждая пятая иномарка в России праворульная. Самая большая доля праворульных машин на Дальнем Востоке – около 90 проц. В Сибири показатель чуть ниже – около 70 проц. На Урале – около 20 проц. По мере продвижения в западном направлении их количество уменьшается. В итоге на северо-западе нашей страны их доля не превышает 1 проц. от общего количества иномарок.
Что касается аварийности, к которой апеллируют авторы техрегламента, то исследования показывают: в «праворульных» регионах её уровень ничуть не выше, чем в «леворульных». Зато аварий с летальным исходом меньше примерно на 10 проц. ~~
Справа налевоКогда несколько лет назад были предприняты первые попытки запретить появление праворульных машин на российских дорогах, рукастые приморские умельцы занимались «перекидыванием» руля. Правда, они же признавали, что дело это невыгодное. Во-первых, кустарная переделка обязательно сказывается на безопасности, во-вторых, конечная стоимость автомобилей вообще может оказаться запредельной. А некоторые модели переделать вообще невозможно.
Сейчас, по мнению экспертов, среди которых вышеупомянутый Игорь Коровкин, подобную модернизацию на поток могут поставить сами японцы, которым гораздо выгоднее переделать машину и продать её в Россию, чем заниматься утилизацией.
По мнению главы Союза производителей, чтобы «праворульные автомобили естественным образом прекратили своё существование, с момента их запрета на их ввоз должно пройти не менее восьми-десяти лет».
На высказывания защитников левого руля отозвались апологеты правого. Сопредседатель политической партии «Правое дело» Борис Титов и председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в унисон утверждают, что поддержка российского автопрома командно-административными методами не приносит результатов, спрос на отечественные машины продолжает падать. Проблема, по их мнению, не в открытости авторынка, а в неконкурентоспособности выпускаемой продукции.
Между тем объём производства легковых автомобилей в России в январе - апреле 2009 года сократился на 61 проц. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 183 тысячи единиц. Выпуск грузовых автомобилей в РФ за первые четыре месяца сократился на 73,3 проц. — до 25 тысяч единиц.
P.S. Похоже, что высокопоставленные чиновники тоже разделились на «левых» и «правых». Одни из них ратуют за полный, повсеместный и жёсткий запрет правого руля, другие обещают оставить всё, ну, или почти всё, как есть. Недавно нам объявили о введении техрегламента и последующем запрете ввоза праворульных машин. А несколькими днями позже, как раз, когда верстался номер, из уст первого вице-премьера Шувалова прозвучало заявление, что «неправильные» машины и дальше могут бегать по российским дорогам, но за отдельные деньги. Владельцам таких железных коней придётся раскошелиться на повышенное ОСАГО (насколько дороже обойдётся страховка - неизвестно). Дескать, такие машины «крайне опасны», и эта мера необходима для защиты интересов самих автомобилистов. Из каких соображений - политических или экономических - сделано заявление Шувалова и не кроется ли в нём очередной подвох? Ждём развития событий.
~~Кстати
Первый сделанный в Приморье автомобиль сойдёт с конвейера уже в конце 2009 года. Об этом дальневосточникам сообщил во время своего предыдущего визита первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов. В подтверждение его слов официальные источники сообщили, что договорённость с компанией SOLLERS о строительстве автозавода уже достигнута. Для начала в нём будут задействованы 300 человек. А в 2012 году, когда промышленное производство превратится в полноценное автосборочное, – 1200 человек. С конвейера будут сходить грузовики, автобусы и микроавтобусы. ~~
Автор: Анна Бондаренко Валерьевна