Владивостоку нужен орган!

Новость о том, что отныне во Владивостоке органные концерты в Большом зале Приморской филармонии будут проходить регулярно, меломаны краевого центра восприняли с восторгом. И премьерные концерты с участием Алексея Шмитова, профессора академического коллед

22 май 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2533 от 22 май 2009
401d6110b4c96f97140a4496e38b9721.jpg

Новость о том, что отныне во Владивостоке органные концерты в Большом зале Приморской филармонии будут проходить регулярно, меломаны краевого центра восприняли с восторгом. И премьерные концерты с участием Алексея Шмитова, профессора академического колледжа при Московской консерватории имени Чайковского по классу фортепьяно и органа, скрипачки Чан Ти Хе и Тихоокеанского симфонического оркестра под управлением Михаила Аркадьева прошли, что называется, «на ура».


- Во Владивосток я приехал с лёгкой руки Тараса Багинца, президента Ассоциации органистов России, - говорит Алексей Шмитов. - И так замечательно сложилось, что Тихоокеанским симфоническим руководит мой однокурсник Михаил Аркадьев. Как только он узнал о моём приезде, тут же выдвинул идею совместного выступления.

Тарас меня предупредил, что слушатель неподготовленный, поэтому я и включил в программу и популярные сочинения, и в то же время те, что могут показать возможности инструмента (концерты проходили на предоставленном евангелическо-лютеранской церковью цифровом органе фирмы «Роджерс». – Прим. авт.).

В России орган сегодня куда больше востребован, чем в Европе, потому что там это повседневность, орган есть в каждом костёле. Ну и в наш век эстрады, засилья некой бездуховности в людях – иногда даже бессознательно – просыпается желание слушать другую музыку. Духовную, очищающую. Органная музыка почти всегда в той или иной степени связана с духовностью – даже тогда, когда это светское, а не церковное сочинение. Орган как многовековой церковный инструмент накладывает отпечаток на те мысли, которые приходят в голову композитору. Мы, органисты, чувствуем и свою ответственность, и миссию поддержки духовного начала в людях. Я рад, что консерватории заполнены желающими учиться по классу органа, и это несмотря на многие сложности… Хорошему органисту нужны не только музыкальное чутьё, талант, который даётся свыше, но и большая собранность, умение концентрировать мысли, голову – инструмент очень сложный, требующий координации. Ну и трудолюбие, умение вставать рано. Органисты занимаются с семи утра…

Изюминкой первых концертов органного абонемента стало исполнение сочинения Михаила Аркадьева Concerto Grosso («На развалинах барокко»).

- Оно посвящено Баху, - говорит Михаил Александрович, - и является выражением любви к ушедшей культуре барокко, пронизано ностальгией, страстной любовью к этому искусству XVII века… Я пытался создать такой образ барокко, который возникает, когда вы заходите, например, на руины величественного храма…