Кадры разные нужны, кадры разные важны
Традиционно весной перед вчерашними учениками встаёт один из самых серьёзных жизненных вопросов - выбор профессии. Нынешняя экономическая ситуация многих заставила пересмотреть свои планы относительно получения образования, задуматься уже сейчас о возможн
Традиционно весной перед вчерашними учениками встаёт один из самых серьёзных жизненных вопросов - выбор профессии. Нынешняя экономическая ситуация многих заставила пересмотреть свои планы относительно получения образования, задуматься уже сейчас о возможности трудоустройства после нескольких лет обучения.
Редакция газеты «Владивосток» провела заочный «круглый стол» с руководителями учебных заведений Приморского края по вопросам подготовки и востребованности выпускников учреждений профессионального образования.
- Как вы оцениваете уровень сегодняшнего профессионального образования?
Сергей Бурнашев, директор ГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»:
– Уровень подготовки специалистов в сферу услуг, а также экономического профиля, достаточной для выполнения работы и для карьерного роста, не требует длительной адаптации на предприятии.
Что касается подготовки специалистов для реального сектора экономики, то качество подготовки уступает требованиям современной технологии и организации труда. Теоретические знания есть, а производственные недостаточны, а то и вовсе отсутствуют. Беда в том, что приобрести необходимое технологическое оборудование, машины и механизмы для учебного заведения немыслимо из-за их дороговизны. Техник управляет технологией производства, а значит, должен владеть рабочими и управленческими навыками.
Выход из такого положения мог быть, если бы государство сделало целевые закупки для учебных заведений, пусть даже отечественного производства, технологического оборудования и машин.
Мечтать, что предприятия сделают это – утопия. Ведь речь идёт о миллионных затратах.
Анатолий Кельдюшев, директор ГОУ НПО «Профессиональное училище № 1» г. Владивостока:
- Претензии работодателей можно сформулировать в виде трёх «не»: знания сегодня дают НЕкачественные, НЕнужные и НЕсовременные. Причин тому много: нарушение баланса между профессиональной квалификационной структурой подготовки рабочих кадров и реальной потребностью рынка труда. Крайне низкая заработная плата педагогов и прежде всего мастеров производственного обучения приводит к старению и нехватке педагогических кадров. Также свою роль играют и недостаточное сотрудничество в подготовке кадров училища и работодателей, отсутствие вложений материальных средств в учебно-материальную базу училища работодателями. Есть сложности с прохождением производственной практики и трудоустройством выпускников.
Владимир Дьяченко, заместитель директора по учебно-производственной работе ГОУ НПО «Профессиональное училище № 60 с. Михайловка»:
- Уровень сегодняшнего профессионального образования не дотягивает до того, что желают получить наши предприятия. Дело в том, что материально-техни-ческая база образовательных учреждений в большинстве своём слабая, устарела и технически, и морально. А работодателям необходимы рабочие, что могут без дополнительного обучения работать на современном оборудовании. Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, предприятия модернизируют производство, меняют оборудование на более совершенное, обновляют парк техники.
Василий Налома, директор ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 6»:
– Уровень наших специалистов не вызывает нареканий у работодателя. Они с удовольствием берут наших выпускников. На сегодня ни один наш выпускник не стоит на учёте в центрах занятости. Кого- то в армию призвали, кто-то пошёл дальше учиться - в колледжи, вузы. Остальные работают по всему Приморскому краю.
Валерий Склянчук, директор ГОУ НПО «Профессиональный лицей №43»:
- Уровень подготовки определяется трудоустройством выпускников. У нас до 90 процентов устраивается в первый год после выпуска. Мы готовим кадры для общественного питания, торговли и бытовых услуг – 77 лет на рынке, более 20 тысяч специалистов выпустили. Примерно 60 процентов наших учащихся - девушки. Последнее время больше юношей стало поступать на профессии общественного питания. На нас работает имидж - наши выпускники работают во всех лучших ресторанах и кафе Владивостока. На краевых конкурсах кулинарного искусства в пятёрке победителей как минимум 2-3 наших выпускника.
- Какова на сегодня ситуация с трудоустройством ваших выпускников?
Сергей Бурнашев:
- По окончании учёбы трудоустраивается по специальности 60 - 65 процентов наших выпускников. 10 -15 процентов продолжает учиться - поступает в высшие учебные заведения. 20 - 25 - идёт в армию. 5 -7 процентов идёт работать не по специальности.
Владимир Дьяченко:
- В 2008 году у нас было трудоустроено 72 процента выпускников. Ещё 18 процентов ушло в армию. 7 процентов пошло учиться дальше. Остальные работают не по специальности. Такая ситуация с трудоустройством наблюдается вот уже несколько последних лет.
Василий Налома:
- Мы трудоустраиваем всех выпускников. 10 процентов уходит в армию, 10 - в высшие учебные заведения поступает, остальные идут работать в систему РЖД. Либо туда, где есть железнодорожный транспорт, – порты, угольный разрез в Лучегорске. Кроме того, готовим помощников машинистов на коммерческой основе по заявкам предприятий и центра занятости населения.
Валерий Склянчук:
- Я удовлетворён показателями трудоустройства наших выпускников.
- Ваш прогноз в отношении набора в ближайшие годы в начальные и средние профессиональные учебные заведения?
Сергей Бурнашев:
- Мы не прогнозируем снижение числа обучающихся. Ежегодно принимаем 400-450 студентов. Тот интерес, который проявляют к нам выпускники школ уже сейчас, вселяет надежду, что план приёма будет выполнен.
Владимир Дьяченко:
- В 2008 году при плане набора 150 человек к нам пришло 120. По прогнозу на этот год мы план выполним. Уже с начала года к нам пришли 25 человек. Мы ездили по сёлам, желающих получить специальность в нашем училище стало больше. Поэтому наши прогнозы по набору учащихся на 2009 год самые оптимистичные.
Василий Налома:
- Мы выполняем задания по набору учащихся. В планах на 2009 год набрать 175 человек, а у нас уже 85 заявлений подано. К нам идут – зарплата в системе РЖД хорошая, социальные гарантии предоставляются, условия труда устраивают. В прошлом году даже конкурс был по специальности «Оператор по обработке перевозочных документов».
Валерий Склянчук:
- Мы постоянно выполняем задание по набору учащихся. Я всегда говорю: человек всегда что-то будет есть, продавать, стричься, поэтому хоть кризис, хоть нет, а наши профессии всегда востребованы. Вот сейчас, например, к нам пришла на переобучение группа безработных. Среди них четыре человека с высшим образованием намерены получить специальность повара-пекаря. Они не могли трудоустроиться несколько лет. И примеры такие не единичны. Я считаю – получи рабочую профессию, пойми, что твоё, тогда и получай высшее образование.
Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»