Морские профессии переживут любой кризис, считает Сергей Огай, ректор МГУ им. Г. И. Невельского

13 мая в родной порт Владивосток вернулось парусно-учебное судно «Надежда» - с победой в международной парусной регате. На берегу были торжественная встреча, радость в глазах матерей, крепкие рукопожатия, скромные улыбки вернувшихся из рейса курсантов. Ср

22 май 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2533 от 22 май 2009
ea122ecfadc32ba5b551ef916d1b9537.jpg


13 мая в родной порт Владивосток вернулось парусно-учебное судно «Надежда» - с победой в международной парусной регате. На берегу были торжественная встреча, радость в глазах матерей, крепкие рукопожатия, скромные улыбки вернувшихся из рейса курсантов.

Среди встречавших был конечно же и ректор МГУ имени Г. И. Невельского Сергей Огай, который поздравил экипаж и курсантов с успешным завершением рейса. За несколько дней до этого приятного события мы обсуждали тему, которая волнует многих мальчишек и их родителей: будут ли востребованы морские профессии в ближайшем будущем?

- Сегодня многие говорят о том, что упал престиж морской профессии, что романтика чужда молодёжи, - размышлял Сергей Алексеевич. – Но когда я вижу лица наших курсантов, вернувшихся из рейса, я понимаю, что в сердцах этих молодых ребят есть место и романтике, и любви к морю. Через несколько лет многие из них встанут на палубу, а затем – на капитанский мостик и поведут свои суда по морям и океанам.

- Морской вуз, насколько я знаю, уже давно «вербует» мальчишек на свои факультеты – я имею в виду детские секции и кружки, связанные с морем.

- Правильно. А сегодня МГУ — это целый комплекс образовательных структур: школы, лицей, центр патриотического воспитания, школы юных моряков, моделистов и других подразделений. Мальчишки, которые там обучаются, тянутся к морю, морской романтике, получают необходимые навыки. И мы должны им показать, что морская профессия хоть и сурова, но красива и надёжна для жизни.

У нас есть филиальная сеть, которая охватывает Приморье, Сахалин и Амурскую область. Комплекс охватывает все ступени образования.

- То есть у вас существует образовательный комплекс, к внедрению которого и призывало вас правительство?

- В 2000 году состоялась совместная коллегия Минтранса и Министерства образования и науки РФ. Два замминистра подписали соглашение о том, что такой комплекс будет создан на базе МГУ. То есть к морскому вузу присоединялись в виде структур профильные учебные заведения начального и среднего звена. Сегодня в Федеральном агентстве морского и речного транспорта существуют уже семь образовательных комплексов.

Объединение в единый процесс образовательной, научной и производственной деятельности позволяет сразу увидеть результаты обучения и научной деятельности.

Мы работаем над тем, чтобы спланированные проекты в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 год» были в полной мере реализованы. Это проект новой электронной библиотеки с самым современным электронным оборудованием, с доступом в Интернет.

Это новое многоуровневое десятиэтажное здание, которое будет построено прямо за главным корпусом МГУ, где расположатся новые аудитории, лаборатории, тренажёрные классы, библиотека.

- Проект уже утверждён? И с финансированием вопрос решён?

- Он уже существует, и его реализация должна начаться в 2010 году. Что касается денег, они выделены.

Кроме этого у нас есть ещё несколько крупных проектов: строительство тренажёра по борьбе за живучесть, комплекс конвенционных тренажёров, реконструкция нашего учебного флота, тренажёрный комплекс по борьбе с разливами нефти.

Кстати, МГУ входит в состав объектов АТЭС как значимый для формирования морского фасада Владивостока.

- Как вы думаете, кризис повлиял на востребованность морских специальностей?

- Вот небольшой пример: у нас есть Амурский филиал в Благовещенске. И там мне привели такие цифры: мы выпускаем ежегодно 150 человек, а заявок от работодателей – 500. То есть спрос на наших выпускников огромный, и мы пока не можем его удовлетворить. Сегодня на флоте дефицит на специалистов плавательных профессий – от 30 до 50 процентов. Поэтому наши ребята сразу после окончания вуза имеют и работу, и достойную зарплату.

Независимо от того, что сегодня происходит на рынке труда, мы должны идти чётко и последовательно в деле подготовки специалистов для российского флота. Не надо забывать, что те, кто сегодня поступает на 1-й курс, придут на рынок труда через пять лет. А тогда ситуация наверняка будет отличаться от сегодняшней. Сегодня мы должны, во-первых, не снижать количество набора в МГУ имени Невельского, во-вторых, готовить специалистов нового качества. Для примера: открылась новая линия по перевозке сжиженного газа между Сахалином и Японией. Энергетическая установка, да и всё судно — это практически космические технологии. Большая часть экипажа на этом современном судне-газовозе - наши выпускники. Да и компанию «Сов-комфлот» – одну из крупнейших в мире — возглавляет наш выпускник Сергей Оттович Франк.

Всё чаще появляются суда с таким высоким уровнем технологий, который предъявляет повышенные требования к уровню подготовки специалистов, работающих на них.

Безусловно, подготовка таких специалистов предъявляет особые требования к преподавательскому составу вуза. Здесь важно всё: профессионализм педагога, его знания и опыт, умение овладеть высокими техологиями и передать их курсантам, научить их постоянно учиться, самообразовываться и дальше в жизни.

То есть важен весь комплекс — материально-техническая база, компетенция и качество работы преподавательского состава, инновационные технологии преподавания и организации учебного процесса, и очень важен воспитательный процесс. Потому что в морской профессии жизненно необходимо такое качество, как ответственность. Умение быстро адаптироваться в незнакомой обстановке, правильно вести себя в экстремальных и сложных ситуациях, которые, по большому счёту, воспитают в курсантах настоящий мужской характер.

Внимание к морскому образованию со стороны государства есть. В федеральной целевой программе есть отдельная строка – «транспортное образование», а там уже акцент на многие конкретные аспекты — это очень важно. Сейчас задача в том, чтобы эти обязательства были максимально реализованы. Пока уровень текущего финансирования недостаточен. И добиться качественной подготовки можно с помощью работодателей — тех судоходных компаний и береговых предприятий отрасли, которые используют наших выпускников и собираются это делать и дальше. Сегодня мы активно обсуждаем эту возможность с нашими партнёрами.

Автор: Татьяна НАДЕИНА