Приморский Крайний
Рыба – это не только ценный мех, но и мощный антикризисный механизм. Такой вывод можно сделать из выступления главы Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Андрея Крайнего на совещании с приморскими рыбаками, которое прошло в минувшую среду в стенах Д
Рыба – это не только ценный мех, но и мощный антикризисный механизм. Такой вывод можно сделать из выступления главы Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Андрея Крайнего на совещании с приморскими рыбаками, которое прошло в минувшую среду в стенах Дальрыбвтуза.
Андрей Крайний, известный любовью к красочным речевым оборотам, доходчиво объяснил взаимосвязь кризиса и рыбы: из-за снижения достатка люди едят меньше мяса (оно в России наполовину импортное, а значит, дорожает из-за падения рубля). А дефицит белка в рационе ведёт к дистрофии и, следовательно, к физической смерти нации.
– Мы не можем допустить и не допустим того, чтобы граждане перешли на макароны с хлебом, – заявил Крайний. – Единственный способ восполнить дефицит белка – ловить больше рыбы. У нас с вами нет проблемы сбыта, мы – счастливые люди! У «Газпрома» есть проблема сбыта, у металлургов есть, у нефтяников. А рыба в период кризиса поднимается и в цене, и в объёмах продажи. Вы производите абсолютно ликвидную продукцию. Поэтому не спрашивайте, что Россия может сделать для вас. Всё, что она может, она делает. Думайте, что вы для неё можете сделать! Разговоры о том, что не покупают, невыгодно, не принимаются.
С подачи главы Росрыболовства в России начинается масштабная рекламная кампания, направленная на увеличение потребления рыбы. Она поражает не только размахом, но и рангом вовлечённых в неё лиц. Так, к социальной рекламе, уже появляющейся на улицах Москвы, приложил руку артист и продюсер Сергей Жигунов. Более того, как рассказал по секрету Андрей Крайний, он уже договорился с патриархом Кириллом о том, чтобы тот выступил по телевизору и сказал всем верующим, что, например, кальмаров и крабов можно есть даже в самый великий пост. Не случайно рыба – старинный символ христианства.
«Любые способы продвигать рыбу к потребителю хороши!» – заявил Крайний и похвастался, что первые результаты уже достигнуты: в 2008 году по сравнению с 2007-м россияне начали есть больше рыбы. Это касается не только широких народных масс, но даже обитателей Кремля. Главный рыбак России выудил из своих документов подходящую цитату из президента Медведева («Уровень потребления рыбы – это признак качества жизни людей. Чем больше люди рыбы едят – тем выше уровень жизни, тем выше уровень доходов и тем лучше здоровье») и заверил, что «это не просто слова». Оказывается, в последнее время комбинат питания «Кремлёвский» для международных VIP-приёмов заказывает рыбу исключительно российской национальности.
– Не надо нам норвежской сёмги, давайте нашу! – объяснил новый курс государственной рыбной политики Крайний. – Нет сёмги – давайте треску, пикшу, селёдку. Нас готовы слушать и поддерживать, но мы с вами тоже должны отвечать на эту заботу какими-то результатами.
И рыбку съесть, и в долги не влезтьШутки шутками, но ситуация в рыбной отрасли России более чем серьёзная. Одними пиар-усилиями Сергея Жигунова и Владимира Гундяева её не улучшить. Проблема, во-первых, в старении рыбопромыслового флота, во-вторых – в береговой инфраструктуре, в-третьих – в логистике и т. д.
В минувший понедельник Крайний участвовал в совещании по вопросам судостроения, которое премьер-министр Владимир Путин провёл в Комсомольске-на-Амуре. Там было сказано о решении построить в Приморье новую современную верфь – в Большом Камне. Кроме того, в Находке начало работу российско-корейское предприятие «Роскоршипбилдинг», на котором уже в декабре 2009 года планируется заложить первое судно, а после совещания в Дальрыбвтузе Крайний отправился на Дальзавод, где как раз закладывался очередной МРС. Пока всё это, конечно, крохи: по оценке Крайнего, к 2020 году рыбаки Дальневосточного бассейна должны получить 562 новых судна самого разного тоннажа, иначе ловить рыбу будет просто нечем. Уже сегодня российские рыбаки из-за своего дряхлеющего флота неконкурентоспособны по сравнению с иностранными и вынужденно недолавливают водные биоресурсы.
– Без государственной поддержки резко обновить флот не удастся, нет такого количества денег у компаний, – признал Крайний и сообщил, что государство готово активно участвовать в этом процессе и даже выступать заказчиком.
– На Дальнем Востоке нам предстоит очень большая работа, – пообещал глава ФАР.
Другой вектор государства должен быть направлен на возрождение системы логистики. «У нас рыба живёт на одном конце страны, а потребитель – на другом, – обрисовал ситуацию Крайний. – Нам не удаётся убедить правительство субсидировать перевозку рыбы с Дальнего Востока в центр. Выход один – совершенствовать логистику. Сегодня вагон из Владивостока может двое суток простоять в Хабаровске, потом двое – в Иркутске…». Глава ФАР выступает за создание всероссийской логистической компании, техника которой была бы оснащена системой «ГЛОНАСС», позволяющей отслеживать движение каждого контейнера.
Огонь по браконьерам и бюрократамСреди других проблем, мешающих развитию отрасли и триумфальному насыщению россиян дешёвым антикризисным белком, – так называемый ННН-промысел («незаконный, несообщаемый, нерегулируемый»). Андрей Крайний высоко оценил подписанный в Японии 12 мая российско-японский меморандум по борьбе с этой напастью и сообщил, что в ближайшее время такой же документ будет заключён между РФ и Южной Кореей, а затем и Китаем.
– Бороться с браконьерством необходимо не только потому, что это подрывает запасы, но и потому, что это мешает работать добросовестным рыбакам. Без международного сотрудничества эту проблему не решить, – считает Крайний.
Не меньше проблем создают и наши родные российские бюрократы. Во Владивостоке Андрей Крайний в очередной раз с удовольствием «потоптался» на известном прошлогоднем приказе Минсельхоза РФ о ветеринарном контроле над всей рыбопродукцией со стороны Россельхознадзора.
– С упорством, достойным лучшего применения, они штампуют приказы, которые мешают работе и вообще находятся за гранью здравого смысла. На них крупными буквами написано: «коррупция», – не стеснялся Крайний. По словам Андрея Анатольевича, данный документ создаёт впечатляющий оперативный простор для нечистых на руку чиновников: «Врач должен на глаз определять, кислый запах у продукции или кисловатый, сильно ввалившиеся глаза у рыбы или чуть ввалившиеся… Мы этот приказ отменим, чего бы это нам ни стоило. Барьеры эти будем убирать».
Однако, несмотря ни на что, рыба в России остаётся востребованным товаром, уходящим «с колёс». А если «есть вопросы недоверия между производителями и трейдерами, то их надо решать», заметил Крайний. Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев воспользовался удобным моментом и сообщил, что после беседы Андрея Крайнего с исполнительным директором X5 Retail Group Львом Хасисом у российских «минтайщиков» сразу наладились отношения с торговыми сетями, входящими в названную розничную империю.
– Но их заявки очень скромные, вы бы поговорили с ним ещё раз, – выразил позицию российской минтайной общественности Герман Зверев.
Автор: Василий Авченко Олегович