Школа вернётся к воспитанию
С 18 по 22 мая во Владивостоке пройдёт Всероссийский форум «IX Дальневосточные образовательные чтения, посвящённые памяти святых Кирилла и Мефодия». Открытие состоится 18 мая в 14 часов в актовом зале ДВГУ (ул. Мордовцева, 12). Цель чтений – способствоват
С 18 по 22 мая во Владивостоке пройдёт Всероссийский форум «IX Дальневосточные образовательные чтения, посвящённые памяти святых Кирилла и Мефодия». Открытие состоится 18 мая в 14 часов в актовом зале ДВГУ (ул. Мордовцева, 12).
Цель чтений – способствовать осмыслению современных со-циокультурных процессов с точки зрения православной духовной традиции, содействовать духовному возрождению России.
Почётным председателем чтений является архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин.
Секции чтений пройдут по восьми направлениям, охватывающим острые гуманитарные проблемы, которые сегодня стоят перед обществом: образование в контексте духовно-нравственного возрождения России, российская семья XXI века, информационно-библиотечное обеспечение духовно-просветительской работы, патриотическое воспитание, религиозное образование и другие.
– Дальневосточные образовательные чтения – это образовательный форум, который ставит вопросы, не обсуждаемые, пожалуй, ни на одной другой дискуссионной площадке, – говорит протоиерей Ростислав Мороз, председатель отдела религиозного образования Владивостокской епархии. – Участники чтений обсуждают актуальные сегодня вопросы образования и воспитания молодого поколения.
По словам отца Ростислава, образовательные институты в России методично искореняли воспитательную функцию с начала 1990-х годов.
– Для того чтобы разрушить старую идеологическую систему на государственном уровне, было провозглашено, что школа занимается не воспитанием, а только обучением, – говорит Ростислав Мороз. – Таким образом, за несколько лет страна подошла практически к краху нравственной компоненты в обществе. В 2000-х годах чиновники от образования делают резкий поворот назад и провозглашают, что школа обязательно должна заниматься воспитанием. Появились и соответствующие директивы. Однако процесс воспитания можно выстроить, если чётко определены ценности. А у нас один учитель понимает по-своему, что такое хорошо, а что такое плохо, другой учитель – по-другому, третий – совсем иначе. Ребёнку в этом разобраться сложно, и он теряется в таких хитросплетениях ценностей.
Первый шаг к возвращению воспитательной функции в школу уже сделан: в России создана концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. В ней, в частности, определены основные ценности, которые должна прививать школа: патриотизм, социальная солидарность, державность, традиционные российские религии, семья, труд и творчество, природа. И, конечно, возвращаясь к развитию нравственных и духовных ценностей в школе, необходимо, что называется, «сверить часы».
– Прежде всего это нужно педагогам, – говорит Ростислав Мороз. – Конечно, есть множество неравнодушных учителей, которые духовно-нравственное развитие так или иначе интегрируют в те предметы, которые они ведут. Такого опыта очень много. И с каждым годом мы видим, что подобных учителей становится больше, что, безусловно, радует. Этих учителей наша программа интересует в первую очередь. Есть надежда, что нормальный воспитательный процесс в школу будет возвращён. Ещё во время чтений пройдут и специальные мероприятия, посвящённые вовлечению родителей в воспитательный процесс. Разрыв между тем, что делает школа и что делают и должны делать родители, сегодня велик. И хотелось бы его хотя бы уменьшить.
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна