Здесь будет кампус заложён

К земляным работам по возведению Дальневосточного федерального университета на острове Русском приступили 28 апреля строители. Красную ленточку никто перерезать не стал, не били и шампанское о гусеницу тяжёлой техники. На целинном участке берега бухты Аяк

30 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2522 от 30 апр. 2009
84b3d8a8fbf80f05ecf5488494f1214c.jpg

К земляным работам по возведению Дальневосточного федерального университета на острове Русском приступили 28 апреля строители. Красную ленточку никто перерезать не стал, не били и шампанское о гусеницу тяжёлой техники. На целинном участке берега бухты Аякс бульдозеры принялись снимать верхний грунт, экскаваторами его грузили в многотонные самосвалы, которые и отвозили землю на полигон. Здесь начнут прокладывать коммуникации, возводить здания современного вуза, который на время станет площадкой для саммита АТЭС-2012. О важности события говорил и факт присутствия значительного числа руководителей из Москвы и Владивостока.

Среди участников презентации начала работ на Русском были замминистра регионального развития РФ Николай Ашлапов, глава администрации Владивостока Игорь Пушкарёв, генеральный директор Дальневосточной дирекции Росстроя Александр Дятчин, ректор ДВГУ Владимир Курилов, ряд высокопоставленных чиновников министерств и ведомств.

Один из них – президент группы компаний «Крокус» Арас Агаларов. Народная молва передаёт, что именно его подразделения застроили Рублёвское шоссе элитными коттеджами, а сам бизнесмен известен своей дружбой с вице-премьером Игорем Шуваловым. На Русском он уже в третий раз, но сейчас в роли генерального подрядчика и соавтора проекта.

Предстоящую работу основатель «Крокус-группы» сравнивает с освоением Петром I устья Невы и возведением Санкт-Петербурга. Арас Искандерович уверен, что это не богом забытое место. Планы правительства по созданию здесь нового аэропорта, строительству грандиозных мостов и дорог, развитию территории полуострова Муравьёва-Амурского и острова Русского вселяют надежду в возвеличивание региона до его истинного положения.

Конечно, на такой объём работ выделено очень мало времени – чуть более трёх лет. Однако имеющийся опыт «Крокуса» позволяет надеяться на успешную реализацию задуманного проекта. К примеру, недавно корпорация возвела комплекс в 400 тысяч квадратных метров всего за 11 месяцев.

~~Справка «В»
Проект Дальневосточного федерального университета выполнен одним из ведущих проектных институтов России ЦНИИЭП жилых и общественных зданий. На экспертизу переданы 750 томов проектной документации первой очереди вуза. В её состав войдут 200 тысяч квадратных метров трёх административно-учебных корпусов, гостиницы (общежития) на 5,5 тысячи человек, научно-лабораторные комплексы, бассейн, закрытые спортзалы и открытые площадки, уникальная парковая зона, предусмотрены парковки, в том числе и многоярусные. Первая очередь ДВФУ сможет принять 12,5 тысячи студентов.

Общая площадь всех зданий в итоге составит около 500 тысяч квадратных метров. ~~

- Да, здесь проблемы с коммуникациями и оторванностью от «большой земли», – говорит Арас Агаларов. – Однако построим на загляденье. Важнее освоить территорию в 200 гектаров. Ведь всё же на базе университета пройдёт саммит. И мы должны удивить всех гостей. Эта земля должна стать привлекательной для работы и отдыха. Постараемся сделать даже невозможное, включая меняющие колер цветы, декорации с подсветкой и встроенные в имеющийся ландшафт растения со всего мира. При этом наша группа компаний предложила наиболее экономичный проект. В ближайшее время во Владивостоке и Приморье начнём подбирать специалистов и строительные компании. Из Москвы приедут только самые узкие специалисты, это штучный «товар».

Сейчас на Русском – горячая пора: выдаются новые проектно-сметные документации на отдельные объекты, появляются положительные результаты экспертных заключений, завершаются подготовительные работы и начинается строительство уже капитальных сооружений. Вот наиболее значимые.

1 мая вводится в работу первый грузовой причал на Поспелово. Его длина 106 метров, расчётная глубина до 4 метров. Уже в майские праздники здесь смогут швартоваться самоходные баржи и небольшие грузовые теплоходы. Активно возводятся ещё пять причалов. Из них один выносной пирс для приёмки пресной воды и наливных горюче-смазочных материалов. Плюс четыре грузовых. На них установят мощные портальные краны. У некоторых причалов глубина будет до 6 метров. Немного позднее начнут возводить пассажирские причалы.

Параллельно готовится к сдаче в эксплуатацию первая на острове автозаправочная станция в посёлке Поспелово. Расходы взяла на себя компания «Роснефть». Всего на острове будут три полноценные АЗС с реализацией всех видов автомобильного топлива. Они хоть и контейнерного типа, но отвечают всем требованиям стационарных заправок.

Как отмечает в беседе с корреспондентом «В» Николай Ашлапов, работа началась повсеместно и широким фронтом. Это аэропорт, взлётно-посадочная полоса и здание аэровокзала, современные технические службы. Это океанариум. Это мосты через Золотой Рог и Босфор-Восточный общей протяжённостью 5,2 км, новые дороги длиной более 80 км, улицы в самом Владивостоке. Это инфраструктура, очистные сооружения и ливневая система, водоснабжение и канализация, полигоны и переработка твёрдых бытовых отходов, цифровая телефонная станция на острове.

Это две мини-ТЭЦ – «Северная» и «Центральная» с электроподстанциями и сетями.

– Проекты сделаны и утверждены, - подчеркнул генеральный директор ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» Олег Титов. - 19 мая на площадки заходят строители. Оборудование поставляет японская фирма «Кавасаки». Всего порядка 10 МВт для обеспечения стройки электроэнергией, 4 МВт в Поспелово и 6,7 МВт в Аяксе. В 2010 году в Аяксе мощности увеличатся ещё на 6 (строительство университета) и 2 (строительство океанариума) МВт. Пуск «Северной» запланирован на 6 июля, а «Центральная» войдёт в эксплуатацию 5 октября вместе с распределительными сетями. В комплекте к мини-ТЭЦ будут и дизель-генераторы 400 кВт как резервное питание.

Полным ходом на полуострове Сапёрном ведётся возведение строительно-бытового городка. Здесь в комфортных условиях могут одновременно проживать 5600 человек (кроме того, несколько тысяч человек будут жить прямо в Аяксе), для них предусмотрены комбинат питания и магазины, медицинский центр, душевые и сауны, комнаты отдыха. Значительный складской комплекс, припортовая территория, растворобетонные узлы, цеха по изготовлению комплектующих, автомобильный парк и авторемонтные мастерские, пожарная часть и многое другое.

Однако главным остаётся будущий федеральный университет. По словам Николая Ашлапова, сдача ДВФУ состоится 1 октября 2011 года. То есть до саммита АТЭС он уже начнёт функционировать, на его площадке будут проводиться различные международные и общероссийские мероприятия. На подготовительном этапе строительства будут выполнены работы по прокладке временных дорог (на их базе сделают постоянные) и инженерных коммуникаций. Также будут расчищены площадки под фундаменты общежитий (гостиниц) и учебных корпусов на 12,5 тысячи студентов. Это гуманитарный корпус (центр для проведения конференций) и научный корпус (пресс-центр), здание для встреч непосредственно глав государств. Плюс гаражи, здания жизнеобеспечения, садово-парковая зона.

Как отметил ректор ДВГУ Владимир Курилов, 6 мая прошлого года начала действовать рабочая группа под руководством Николая Ашлапова. За короткий срок подготовлена вся техническая документация, завершается стадия экспертизы. Весь проект в полной мере отвечает требованиям мировых стандартов. В России, да и во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе, нет подобных по содержанию, насыщению и благоустройству кампусов. Кстати, впервые в мире кампус выносится на отдельный остров. В одном месте разместятся университет, научный центр ДВО РАН и океанариум. То есть дополняющие друг друга образование, наука и культура – это общероссийское и мировое явление.

За комментариями «В» обратился к главе города Игорю Пушкарёву:

– В самой России уже 30 лет не закладывалось новых университетов мирового уровня, - отметил Игорь Сергеевич. - Во Владивостоке периодически вводятся в строй отдельные новые учебные и спортивные корпуса, библиотеки и общежития. Однако нынешний размах такой, что его можно сопоставить только с созданием в городе Восточного института в 1899 году. Причём будущий вуз вобрал в себя самые лучшие наработки и проекты ведущих университетов мира. В нашем случае характерен факт, что на базе ДВФУ соберётся не менее 22 глав государств Азиатско-Тихоокеанского региона в 2012 году. И в дальнейшем это место останется площадкой для встреч мировых лидеров. Россия в последние годы максимально интегрируется в АТР, что не раз подчёркивали президент России Дмитрий Медведев и глава правительства Владимир Путин. Владивосток - самый крупный по населению и региональному продукту город на Дальнем Востоке. Конечно, нам необходимо обладать инфраструктурной базой для приёма на высшем уровне. И уже сейчас Владивосток и Приморье ощущают эффект от столь грандиозной стройки. Численность работающих за полгода будет увеличена с 3 до 10 тысяч человек, это налоги, рабочие места, промышленные и социальные заказы. Что позитивно сказывается на экономике города. Саммит АТЭС и будущий федеральный университет дают шанс столице Приморья для глобального развития.

- Ровно через 2 года и 5 месяцев университет должен быть введён в строй, - подытожил Николай Ашлапов.

Автор: Николай Кутенких Николаевич