Призрак оперы и балета
Помните, у Жванецкого? «Потом, насчёт очков? Их нет или они есть? Или есть, или нет? Не в очках дело! Пусть чётко скажут - они есть или их нет». Что-то в этом монологе перекликается с темой театра оперы и балета, который то собираются, то не собираются, т
Помните, у Жванецкого? «Потом, насчёт очков? Их нет или они есть? Или есть, или нет? Не в очках дело! Пусть чётко скажут - они есть или их нет». Что-то в этом монологе перекликается с темой театра оперы и балета, который то собираются, то не собираются, то снова собираются строить в Приморье к саммиту АТЭС. Уже не в театре дело. Просто скажите: да или нет…
Но парадокс ситуации в том, что ни один из ответов не принесёт, по большому счёту, облегчения. Почему? Потому что, перефразируя народную мудрость, построить театр - не напасть, как бы после постройки не пропасть… Сколько уж было попыток реанимировать оперу и балет в городе нашенском (самой яркой, наверное, была студия «Классическая опера»), но ни одна не удалась…
Предположим, чудо свершилось – театр построили. И что? Откуда возьмётся то, чем должен быть наполнен театр оперы и балета? Откуда, из каких городов и весей прибудут музыканты, кордебалет, солисты, певцы? Где, простите за риторический вопрос, они будут жить? Отсутствие жилья – хроническая проблема, которую даже для имеющихся в городе музыкантов власти решить не в силах, что уж говорить о вдруг свалившихся буквально с неба сотнях артистов? На чём, извините, станут играть музыканты в этом театре, если в уже существующих оркестрах нет полного набора инструментов?
Достаточно посмотреть, что творится с музыкальной жизнью Приморья сегодня, чтобы понять: на эти вопросы нет ответа. Существование «пациент скорее жив, чем мёртв» ведёт Тихоокеанский симфонический оркестр: увольняются музыканты, дирижёр, с приходом которого оркестр воспрял было духом, живёт в Приморье на птичьих правах и на смешной зарплате, под маркой финансового кризиса урезаются бюджеты фестивалей классической музыки...
Собственно говоря, даже если собрать все оркестры города, включая военные, вряд ли наберётся один симфонический – такой, как положено (то, что во всём городе нет ни одной арфистки, – это каково?). Растаяли в туманной дали талантливые исполнители – Эдуард СЕМЁНОВ, Оксана КОРНИЕВСКАЯ и другие. И это только видимый всем, верхний, так сказать, слой проблем.
Конечно, могут сказать: если театр построят, то и деньги на его наполнение найдутся – и на жильё для музыкантов и танцоров, и на инструменты, и на всё прочее. Но тогда возникает вопрос: если деньги на организацию целого театра в 2012 году есть, то почему нет денег на поддержание и развитие оперной и музыкальной культуры Приморья сегодня? Почему уезжают, устав маяться по съёмным углам, талантливые исполнители? Почему, простите, гуляют слухи о том, что будущий театр оперы и балета станет антрепризным (приезжает труппа на годик, потом уезжает)? Вопросов много…
Когда много лет назад в Красноярске первое лицо партийной номенклатуры решило: «Опере быть!» - так для артистов построили целый квартал жилья! И народ приехал. Потом, на привлечённой основе, появились уже и свои кадры…
Каким образом наш театр будет обрастать плотью, превращаться из призрачного в реальный – пока неясно.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ