Человек и пароход

«Обращается к вам руководитель школьного музея МОУ «СОШ № 46» города Оренбурга Ольга Борисовна Чернышова. Когда-то, с 1975 года, директор школы от имени детей вела переписку с экипажем теплохода «Оренбург», который был приписан к порту Владивосток. Капита

17 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2515 от 17 апр. 2009
a712eb31edc3af9c58bf959dab76aed9.jpg

С южного Урала пришло в редакцию «В» письмо:

«Обращается к вам руководитель школьного музея МОУ «СОШ № 46» города Оренбурга Ольга Борисовна Чернышова. Когда-то, с 1975 года, директор школы от имени детей вела переписку с экипажем теплохода «Оренбург», который был приписан к порту Владивосток. Капитаном тогда был Георгий Лебедев. Капитану Г. М. Лебедеву в те годы было уже около 70 лет, так что можно предположить, что его уже нет в живых.

Обращаюсь к вам с большой просьбой: не могли бы вы помочь мне узнать что-то о нём, о теплоходе? Дирекция школы, я лично и дети, участники объединения «Активисты школьного музея», будем вам очень благодарны».

Уважаемая Ольга Борисовна!


Вы совершенно правы, к сожалению, Георгия Михайловича сейчас нет в живых. Он умер несколько лет назад. Однако его трудовые и жизненные достижения, официально отмеченные в Книге рекордов Гиннесса, превзойти вряд ли кому удастся. Кстати, в Книге Гиннесса всего один российский капитан дальнего плавания. И до сих пор это единственное имя, представляющее Владивосток. Он до 80 лет стоял на капитанском мостике, что и было подтверждено в Лондонской штаб-квартире Гиннесса международным сертификатом.

Мне лично посчастливилось знать Георгия Ивановича последние 10 лет его яркой жизни. Весь тот период, пока он жил в двухкомнатной квартире со своей чудесной супругой Зоей Яковлевной на проспекте «Красного знамени», 33. Гостиную этой квартиры можно было смело сравнить с музеем – там находились настоящие реликвии со всех концов света, из каждой страны и порта захода Лебедев привозил необычный сувенир. Мне же по молодости лет запомнилась его коллекция маленьких бутылочек со спиртным в подарочном варианте, сотнями разнообразных экземпляров были заставлены все полки – такое изобилие в Советском Союзе редко у кого можно было встретить.

Один из старейших капитанов Дальневосточного морского пароходства являлся ровесником революции – он родился в Николаевске-на-Амуре в 1917 году. Ребёнком вместе с родителями переехал во Владивосток, жил и учился на Эгершельде. Перед Великой Отечественной войной окончил морской техникум. В свой первый рейс отправился в далёком 1938 году радистом на буксире «Алаид». И на 60 лет связал свою судьбу с ДВМП. У него было множество государственных наград, в том числе и за бессменную работу всю войну на линии Сиэтл – Владивосток, куда он перевозил по ленд-лизу тяжёлую боевую и гражданскую технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, продовольствие, топливо.

Георгий Михайлович прошёл все ступени штурманской карьеры. В 1963 году стал капитаном. По всем морям и океанам водил поочерёдно «Сунгари», «Оренбург», «Черкассы» и «Обь».

В его морской биографии было множество необычно-памятных страниц. Мне он однажды сказал, что горд за две истории в его судьбе.

Во время Карибского кризиса Лебедев доставлял на Остров Свободы баллистические ракеты. За этот труд (сам Лебедев не признавал геройства) его отметил Фидель Кастро, а для вручения одной из высших наград Кубы на борт судна поднялся его брат и нынешний руководитель островного государства Рауль Кастро. Для почётного гостя организовали экскурсию по теплоходу и угостили по русскому обычаю добрым флотским обедом.

Второй экстремальный случай произошёл в порту Вальпараисо. Судно с капитаном Лебедевым пришло туда аккурат в мятеж Пиночета. Экипаж спрятал у себя нескольких чилийских коммунистов и граждан СССР, работавших в Чили по контрактам. А когда для обыска нагрянули контрразведчики генерала-предателя, Георгий Иванович показал им на развевающийся флаг Советского Союза и объяснил, чья это территория.

Что касается теплохода, названного в честь города на реке Урал, то Георгий Лебедев водил его дольше всего – 24 года. И проводил его в «последний путь» в Сингапур «на иголки» (на резку металла). Он для него был самым любимым. И прощался с ним капитан, как с самым дорогим другом.

Сын прославленного «мастера» Георгий Лебедев-младший также стал капитаном дальнего плавания.