«Железная» семья

Они вместе уже много лет. Посмотрите на их лица, светящиеся добротой. Это любовь, настоящая любовь, пронесённая сквозь годы. Жители Владивостока Елена Константиновна и Борис Алексеевич Бурмистровы отмечают сегодня железную свадьбу. 17 апреля 1944 года сва

17 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2515 от 17 апр. 2009
9a2fa63d867446a61da4581ee3b83143.jpg

Они вместе уже много лет. Посмотрите на их лица, светящиеся добротой. Это любовь, настоящая любовь, пронесённая сквозь годы. Жители Владивостока Елена Константиновна и Борис Алексеевич Бурмистровы отмечают сегодня железную свадьбу.

17 апреля 1944 года свадьбу как таковую они не играли. Расписались в загсе Ленинского района, получили свидетельство, и началась долгая семейная жизнь. Это потом были целых 15 «именных» свадеб – от ситцевой до серебряной, золотой и бриллиантовой. Теперь 16-я по счёту, железная.

Ухаживал Борис Алексеевич за будущей супругой долго и терпеливо. Встречались на подлодках по работе, ходили на танцы, в кино, пока не решили зарегистрировать отношения. Кольцо невесте подарила мама, у жениха его не было, кольцо ему годы спустя вставшие на ноги дети купили.

– Подарок такой вышел на мой день рождения – 17 апреля 1944-го, – улыбается Елена Константиновна. – Борис мне сразу и сына подарил: 4 февраля 1945 года родился наш первенец, Костя.

В 1952 году родилась дочь Ирина. Сейчас в большой дружной семье ещё и трое внуков – Максим, Андрей и Николай, двое правнуков – Алексей и Владислав, правнучка – Соня…

А познакомились они на работе – оба трудились в Дальневосточном отделении Связьмортреста (сегодня это ОАО «Владивостокское предприятие «ЭРА»), которое оснащало суда и подводные лодки спецтехникой.

– Аппаратура связи, гидроакустика, эхолоты, лаги, гирокомпасы – всё это мы устанавливали в основном на подводных лодках, – вспоминает Борис Алексеевич. – Не было лодок, где бы я не устанавливал аппаратуру.

Борис Алексеевич с 1939 года на предприятии работал, приехал из Ленинграда. Он оказался настолько ценным специалистом, что, когда началась война, его не отпустили на фронт.

В военкомат он отправился проситься добровольцем, когда узнал, что родной Ленинград взят в блокаду. Там оставалась его мама. Директор и командующий флотом приехали за ним: «Никакого фронта, ты здесь нужен!». Таких специалистов во Владивостоке просто не было. Так и остался...

К счастью, мама блокаду пережила. Вернулась целой и невредимой с фронта сестра Раиса, которая всю войну прошла санитаркой…

Борис Алексеевич и Елена Константиновна тоже поработали на Победу. Она – после основной работы бухгалтера – на подводных лодках, тоже по части связи. Он не только аппаратуру монтировал, но ещё и участвовал в послевоенном разминировании портов Кореи. Среди наград на его груди – орден Боевого Красного Знамени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией». Было и личное благодарственное письмо за вклад в Победу за подписью самого Сталина. Только вот даже звания участника Великой Отечественной войны ему не дали.

– Обращались мы в крайвоенкомат, да без толку, – говорит Елена Константиновна, – говорят, документы потерялись. И предприятие много раз переименовывали, не найдёшь, говорят, концов.

А Борис Алексеевич не стал стучаться в двери кабинетных «военачальников», он вообще никогда ничего для себя не просил. Они такие, Бурмистровы, для людей, для страны – всё, для себя – «сами справимся».

Нормальную трёхкомнатную квартиру на Тунгусской Бурмистровы получили только в 1962 году. До этого жили то в подвале, то в тесной комнатёнке.

– Костя ещё маленький спит, мы ёлку нарядили под Новый год, печенье развесили вместо игрушек, – вспоминает Елена Константиновна, – а по ёлке мыши шмыгают…

Но они на жизнь не жалуются. Вспоминают о том, как трудились, как отдыхали. Из памятных событий – как выделили им в 1949 году «москвичонок» – «Москвич-401», с тех пор и «заболел» Борис Алексеевич автотехникой. А ещё он оказался заядлым охотником и рыболовом. Такой добытчик, что друзей и соседей угощали, а фазаньим пером подушки и перины набивали!

– Как теперь живёте? Время-то непростое… – интересуюсь у 65-й раз молодожёнов.

– Тянемся как можем, нас война закалила, – отвечает Елена Константиновна. – Дача вот есть, на 28-м километре, уже 42 года каждое лето – на ней. Помогаем друг другу. За здоровьем следим, у нас ведь никто не курит, не выпивает.

– Помог бы нам кто с этой дачей, – подхватывает разговор Борис Алексеевич. – Пятый год не можем приватизировать участок. Гоняют бумаги туда-сюда, замотали документами!

...В квартире Бурмистровых обстановка довольно скромная. Под окном на газетах – картофель. Цветы на окнах. Книги в шкафах. И всё-таки непередаваемое ощущение настоящего семейного счастья, которое ни за какие деньги не купишь. Ощущение света, добра: их лица говорят о многом.

Они все свои свадьбы отмечали особенно. Железная совпала с юбилеем Елены Константиновны, ей сегодня исполняется 85 лет. Борису Алексеевичу уже 87, он «октябрьский». Сам праздник намечен на 19 апреля – на Пасху смогут собраться все самые дорогие сердцу люди. На вопрос о пожеланиях друг другу «молодожёны» отвечают почти вместе:

– Здоровья! Что ещё можно пожелать?

* * *

Добрых пожеланий сегодня будет много. Администрация города поздравит «железную» семью памятным адресом, ценным подарком и цветами.

Начальник отдела загса по Ленинскому району Людмила Смелик вручит Бурмистровым юбилейное свидетельство о браке.

Присоединяется к поздравлениям и редакция газеты «Владивосток». Счастья вам, здоровья и ещё раз «Горько!», Елена Константиновна и Борис Алексеевич!

Автор: Фёдор Устюгов Фёдорович