Путь к причалу
Беспрестанно снующие «КамАЗы» с грунтом, разрезанные просеками для трубопровода сопки и нелепо смотрящиеся на фоне этого запылённые первые подснежники… Крошечный посёлок Козьмино не имел бы такого индустриального облика, если б не масштабная стройка спецм
Беспрестанно снующие «КамАЗы» с грунтом, разрезанные просеками для трубопровода сопки и нелепо смотрящиеся на фоне этого запылённые первые подснежники… Крошечный посёлок Козьмино не имел бы такого индустриального облика, если б не масштабная стройка спецморнефтепорта.
Корреспонденты «В» последний раз инспектировали стройку в июле прошлого года. Изменения колоссальные. Ещё бы: уже в сентябре с пирса в Козьмино загрузят нефтью прибывшие сюда танкеры. Так что на этот раз журналистам предстала картина финальной стадии строительства.
А началась стройка почти год назад: 29 апреля 2008 года. Сейчас практически все здания и сооружения железнодорожных сливных эстакад для нефти, которая сюда будет приходить из Сковородино, уже готовы. Проложен и 23-километровый коридор коммуникаций – нефтепровод диаметром 1220 мм. По нему горючее будет поступать в семь резервуаров нефтебазы объёмом 50 тысяч кубометров каждый. А затем по короткому, в 2 километра, трубопроводу – на береговые сооружения, где есть насосные станции и узлы учёта топлива. Отсюда и будет осуществляться налив нефти в танкеры. Большая часть монтажных строительных работ по всем объектам уже выполнена, сейчас проходят гидравлические испытания.
Российская корпорация «Инжтрансстрой» ведёт весь спектр работ от строительства морских портов до дорожного полотна и взлётно-посадочных полос. В Козьмино компания работает по трём направлениям: железнодорожным путям, технологическому коридору коммуникаций и береговым и морским сооружениям. Директор Дальневосточного филиала корпорации Владимир ПЕТРОВСКИЙ сообщил «В», что уже готовы 26 км железнодорожного пути, 5 мостов, выполнено строительство очистных сооружений, пожарные водоводы и многое другое. Сейчас идёт работа над береговыми технологическими зданиями, гидротехническими сооружениями. В апреле корпорация закончит строительство двух причалов, а к концу мая – пирса.
Были задействованы и силы местных компаний: Находкинский судоремонтный завод, к примеру, оснастил стройку металлоконструкциями, находкинская строительная компания «Комплекс» «спилила» 3 млн кубометров скалы. Хотя, конечно, привлечённые местные силы очень скромны: из пяти тысяч задействованных на стройке людей около двух тысяч – приморцы.
Во Врангеле сейчас даже говорят на московский манер: «Понаехали». Впрочем, заверяют, что конфликтов нет. Некоторые врангелевцы зарабатывают, и не участвуя в строительных работах, а попросту сдавая жильё. К примеру, четырёхкомнатную квартиру в посёлке одна семья сдала по немыслимой доселе арендной цене – 20 тысяч рублей в месяц.
К тому же надо понимать, что во Врангель приезжают не полукриминальные гастарбайтеры, а техническая интеллигенция. Например, Игорь ТОЛМАЧЁВ, главный инженер спецнефтепорта «Козьмино», приехал с Урала. Говорит, что к переезду отнёсся спокойно, ведь, по его словам, гордость – работать на такой стройке. Скоро сюда переберётся и вся его семья, только сын закончит 9-й класс. Правда, дочь, будучи студенткой Уфимского государственного нефтяного технического университета, пока расстанется с семьёй. Кто знает, может, приедет сюда молодым специалистом…
Что касается местных жителей, то они работают на стройке в основном водителями, мастерами, есть и экономисты. Коренной житель Врангеля Геннадий трудится бригадиром отделочников в Козьмино с прошлого декабря.
– По блату сюда попал? – спрашиваю по-заговорщицки.
– Нет, по конкурсу, – улыбается он. – Просто надо прийти на собеседование, зарекомендовать себя. До этого я работал в строительных компаниях Врангеля. Здесь работать нравится: зарплата нормальная, обеспечивают питанием, транспортом… Многие врангелевцы хотят сюда устроиться, каждый день приходят, справляются, нужны ли люди. Так что считаю, что мне повезло.
Средняя зарплата на стройке – 30 тысяч рублей. Правда, понятно, что этот показатель как средняя температура по больнице, рабочие, может, и не получают столько. Как обычно, денежные дела держатся в секрете. Но сюда действительно стремятся устроиться, значит, условия вполне комфортные.
– Мы пришли всерьёз и надолго, – говорит Валентин ФУФАЕВ, генеральный директор ЗАО «Трест «Коксохиммонтаж», второго подрядчика строительно-монтажных работ спецморнефтепорта, заслуженный строитель России. – На стройке, а затем и в порту будут работать местные специалисты. Они уже обучаются, повышают квалификацию во время строительства. К тому же недалеко, вблизи посёлка Новолитовска, будет возводиться нефтеперерабатывающий завод, так что опыт нынешней стройки для приморцев очень важен.
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна