Губит людей не пиво. А вот власти его погубить могут
Прозвучавшее радиообращение президента Ельцина к гражданам РФ и поднятый следом пропагандистский гвалт насчет того, что россияне, дабы вытащить свою страну из жестокого кризиса, должны любить и покупать все российское, - все это заставило серьезно задуматься.
По большому счету сказанное Борисом Николаевичем является настолько абсолютной истиной, что глупо даже как-то все это обсуждать. Думаю, многие читатели “В” согласятся с тем, что и у нас в Приморье уже выстроились определенные приоритеты, сформированные не пустозвонной рекламой, а высоким качеством того, что мы покупаем: конфеты от “Приморского кондитера”, алкоголь от “Уссурийского бальзама”, пивобезалкогольные напитки от “Пивоиндустрии Приморья”. Получилось так, что в условиях экономического кризиса, особенно жестко ударившего по предприятиям оборонного комплекса, именно “пищевка” сумела выйти на первый план, показывая и доказывая свою приспособляемость к новорыночным условиям.
Все ли, однако, сегодня так ладно даже у тех, кто олицетворяет, скажем так, “приморское качество”? За ответом на этот вопрос корреспонденты “В” отправились в АО “Пивоиндустрия Приморья”.
...В этом году в Сочи прошла традиционная международная ежегодная специализированная выставка пивоваров “Пиво-97”. На выставке были представлены 240 сортов пива, присланные с 75 заводов России, Дании, Германии, Чехии, Литвы, Украины и Белоруссии. Авторитетное жюри, в котором под руководством генерального директора ассоциации “Пивоиндустрия” В. Шишина работали представители почти всех стран-участниц, строго и беспристрастно оценивало выставленные “экспонаты”. Бронзовую медаль получило пиво “Премьера”, сработанное в АО “Пивоиндустрия Приморья”. И удивляться здесь абсолютно нечему! За последние годы приморские пивовары участвуют в подобных выставках 7-й раз и еще ни разу не оставались без наград!
- Программа повышения качества выпускаемой продукции продолжается у нас непрерывно, - рассказывает генеральный директор АО “Пивоиндустрия Приморья” Валентин Логненко. - Особый вопрос - обновление ассортимента. Недавно мы разработали и сварили совершенно новое для нас пиво “Форпост” - темное, близкое к портерным сортам. Это очень своеобразный напиток, в котором чувствуется не столько хмель, сколько легкий карамельный привкус. Ничего подобного у нас прежде не было. Специально для нового сорта закупили в США карамельный солод.
К слову сказать - закупки сырья за рубежом давно уже не являются для предприятия чем-то экстраординарным. Хочешь выпускать качественный конечный продукт - используй качественные производные. Потому и завозит периодически “Пивоиндустрия Приморья” ячмень из США, а хмель из Германии. А ведь есть еще совершенно уникальные слагаемые - к примеру, для изготовления быстро ставшего популярным пива “Боцман” необходим такой компонент, как экстракт зеленого чая; доставляют его из Грузии. Сейчас у поставщика возникли проблемы, а значит, возникли проблемы и у “Пивоиндустрии Приморья” - замена экстракта зеленого чая каким-то эрзацем неминуемо обернется потерей торговой марки. Тем не менее пивовары нашли возможность выпуска этого прекрасного сорта, и в ноябре он вновь появится на торговых полках Приморья.
“Боцман” - лишь один из фирменных сортов приморских пивоваров. Кто не знает такие названия, как “Алеутское”, “Премьера”, “Посейдон”, “Визит”, - все эти сорта тоже разработаны здесь и проходят сейчас сложную процедуру патентования с обязательным соблюдением всех авторских прав.
Нельзя, кстати, не сказать и о квасе. Этот традиционный русский напиток готовится на хлебном сырье и представляет собой низкокалорийный витаминизированный продукт. В его состав входит экстракт зернового сырья, включающего в себя ряд простых, легко усваиваемых организмом углеводов. (Раскроем один из “хитрых” секретов “Пивоиндустрии Приморья” - в производимый здесь квас “Экспресс” с целью улучшения обменных процессов в организме введен витамин С.)
Старожилы помнят, что еще 15-20 лет назад покупка пива во Владивостоке была трудноразрешимой проблемой. Увидев бутылочное, покупали сразу не меньше ящика - каждый знал: снова такая удача подвернется не скоро. Сегодня “Пивоиндустрия Приморья” “поит” весь Дальний Восток, превосходя конкурентов на региональном рынке и качеством и ценой. Пароходами фирменные сорта идут в Магадан, на Сахалин и Камчатку (там, кстати, предпочитают “Визит” и “Алеутское”), в Хабаровске пиво, доставленное из-под Владивостока, оказывается и вкуснее и дешевле местного, разлитого на берегах Амура; между тем только перегон 1 “КамАЗа” из края в край обходится в 5 миллионов рублей. Начаты пробные поставки в районы Забайкалья и Восточной Сибири. А в самом Владивостоке доля компании на пивном рынке составляет 70 процентов, причем ежедневно с конвейеров завода в город поступает более 50 тонн пенного напитка.
Активизируется работа и в другом сегменте рынка: в сотрудничестве с сотнями ресторанов, магазинов, баров, кафе Приморья и Дальнего Востока. Форсируется фасовка пива в кеги. Сейчас разливают в 12 тысяч 20- и 50-литровых емкостей (их число планируется довести к концу года до 20 тысяч).
Короче говоря, полутысячному коллективу АО “Пивоиндустрия Приморья” некогда жаловаться на слабость рыночных позиций и нехватку заказов. Работы впереди - невпроворот. Но...
Все, описанное выше, в любую секунду может стать лишь воспоминаниями. И причем отнюдь не воспоминаниями о будущем. АО “Пивоиндустрия Приморья”, сумевшее добиться в последние годы вполне заслуженного признания, напоминает сегодня спасающегося от шторма пловца: с трудом выгребает против волн и не знает, когда же удастся ощутить под ногами твердую почву...
Особенной метафоры здесь никакой нет; просто надо к слову “шторм” добавить единственный эпитет - финансовый.
- Вы знаете, я по натуре оптимист, - говорит Логненко. - Да, наверное, пессимист и не стал бы в 33 года, 4 года назад, генеральным директором такого предприятия. Но иногда мне кажется, что мы присутствуем при реализации какого-то адского плана по уничтожению отечественных предприятий, пытающихся хоть как-то выжить в нынешних условиях. Судите сами: в одном только прошлом году мы заплатили в бюджеты всех уровней в виде налогов более 43 миллиардов рублей - это 80 процентов всей денежной массы, проходящей через наше предприятие. Если в месяц мы производим продукции на сумму около 6 миллиардов, то не менее 4 миллиардов платим в налоги. Весной в газете “Приморье” про нас написали, что мы пользуемся налоговыми льготами и от нас слабая финансовая отдача для городского бюджета. Ну, знаете ли... О налоговых льготах скажу чуть ниже, а что касается местного бюджета - в 1996 году мы перечислили в городской бюджет 23 миллиарда рублей. За 9 месяцев этого года - уже более 30 миллиардов рублей. Да мы бюджет Советского района “делаем” чуть ли не на 60 процентов! И это в районе, где расположены “Варяг”, “Изумруд”, “Дальприбор”, десятки других больших и малых предприятий. А у меня всех работников - 550 человек...
Мы содержим котельную, которая обогревает не только весь поселок Трудовое, но и дает пар на хлебозавод, пожарное депо, железнодорожную станцию, поликлинику... Эти объекты не могут своевременно рассчитаться с нами вовремя за использованное тепло. Более того - сейчас начался новый отопительный сезон, однако в домах у жителей Трудового до сих пор холодно. Потому что в соответствии с нормативом жители должны оплачивать лишь 35 процентов стоимости тепла, остальное должна дотировать мэрия. На пороге ноябрь, но мэрия до сих пор не заключила договор на оплату работы ведомственных котельных. Кому от этого легче?..
Теперь давайте считать иначе. 43 миллиарда, которые мы заплатили налогами в прошлом году, - это, грубо говоря, 7 миллионов долларов. Так вот, я могу заявить совершенно ответственно: если бы нам оставляли от них хотя бы 2 миллиона, то через пару лет с нами будет трудно конкурировать любому поставщику импортного пива. Поверьте, это не пустые слова. И спор будет идти исключительно на уровне качества - мы ведь выпускаем экологически чистую продукцию, без всяких консервантов...
Сегодня в России одним из лучших производителей пива по праву считается санкт-петербургская “Балтика”. В реконструкцию этого предприятия было вложено - преимущественно иностранным инвестором - 26 миллионов долларов. А у меня нет свободных 400 тысяч на покупку сепаратора, который только по гарантии отработает 17 лет. Так я не пойму: чего добивается государство? Чтобы последние, еще держащиеся на плаву предприятия пищевой промышленности упали к ногам зарубежных покупателей, как перезрелые яблоки?
Задумывается ли кто-нибудь при этом о содержании такого понятия, как продовольственная безопасность страны?!
Хорошо, Москва далеко, ей на все глубоко наплевать. Но ведь и местные власти действуют заодно с теми, кто готов извести отечественную “пищевку” под корень! Не раз и не два мы выходили в краевую думу и городскую администрацию с обоснованными предложениями о предоставлении не только нам, но и другим пищевикам минимальных налоговых льгот. Мотивировали свою просьбу тем, что сегодняшняя крохотная поблажка завтра возместится для бюджета многократно! Убежден: нужно срочно принимать ряд законодательных актов, направленных на поддержку местной экономики, развития промышленности (в том числе и пищевой) Приморского края. Боюсь вот только, что пока у власти находится нынешний состав депутатов краевой думы, дело вряд ли сдвинется с мертвой точки.
Да и как думать иначе, ведь сколько мы ни обращались - нас не слышали. Видимо, законодательная власть живет одним днем...
В Нижнем Новгороде Борис Немцов давным-давно освободил пивную промышленность от акцизного налога. То же сделали у наших соседей - в Хабаровском крае и Амурской области, в других российских регионах. В Приморье, как всегда, идут своим путем...
Я понимаю, “Возьми быка за рога” - веселый лозунг, и Red Bulls кому-то, наверное, нравится больше, чем “Боцман” или “Жигулевское”... Но очень трудно, знаете ли, присутствовать на процедуре собственной казни... Тем более, когда не знаешь: за какие грехи?
А теперь вернемся к началу этих заметок: президент России в своем радиообращении заявил, что...
Вот интересно: имеет ли президент информацию о том, что реально происходит в стране? Как планомерно уничтожался оборонный комплекс, а теперь не менее целенаправленно искореняется пищевая промышленность. Причем искореняется под громогласные и развесистые как клюква лозунги: “Надо поддержать отечественного производителя!” и “Надо покупать все российское!”
Иногда кажется, что последний призыв обращен исключительно к иностранным бизнесменам - налетайте, ребята, подешевело!..
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, “Владивосток”