Первоапрельские тезисы Юрия Трутнева
«В целом работа идёт в рамках действующего законодательства... Но работа большая, сложная, поэтому прошу проявлять принципиальность и не бояться брать на себя ответственность». Так диалектично, но в целом комплиментарно глава Минприроды РФ Юрий Трутнев оц
«В целом работа идёт в рамках действующего законодательства... Но работа большая, сложная, поэтому прошу проявлять принципиальность и не бояться брать на себя ответственность». Так диалектично, но в целом комплиментарно глава Минприроды РФ Юрий Трутнев оценил ход подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке с точки зрения соответствия ведущихся строительных работ требованиям экологической и промышленной безопасности.
Министр природных ресурсов и экологии, отправившийся на восток по поручению премьер-министра Владимира Путина, провёл в Приморье с рабочей поездкой два дня – среду и четверг. В поле его внимания попали не только стройки саммита и перезревшие проблемы Владивостока вроде отсутствующих очистных сооружений и горностаевской свалки, но и, например, вопросы прокладки газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» на его хасанском участке с интересами пятнистых обитателей расположенного неподалёку от будущей «трубы» федерального заказника «Леопардовый».
В среду вечером в Доме переговоров Юрий Трутнев провёл совещание по вопросам подготовки к саммиту АТЭС (что интересно, совещание вопреки сложившейся за последнее время практике прошло в открытом режиме). Наиболее интересным стал доклад начальника департамента Росприроднадзора по ДВФО Петра Титкова. Он напомнил о выявленных ещё осенью прошлого года нарушениях при строительстве мостов. Если по мосту через Золотой Рог, сообщил Титков, строители устранили все нарушения и к ним сегодня претензий нет, то положение на Русском складывается по-другому. По словам Петра Фёдоровича, строительство моста через Босфор-Восточный идёт с отступлениями от проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу и главгосэкспертизу. Так, если предполагалось для установки опор насыпать в проливе островки, то в итоге «Мостовик» (один из субподрядчиков) начал строить дамбы. Они, заявил Титков, перекроют пролив примерно на треть и тем самым окажут до конца ещё не выясненное воздействие на экологическую и гидрологическую ситуацию в этом районе. Более того, по словам Петра Титкова, именно отступления от проекта привели к уходу под воду части дамбы у полуострова Назимова 1 марта (мостостроители тогда, напомним, заявили, что насыпь затоплена специально – это было предусмотрено технологией). Другое выявленное нарушение заключалось в том, что УСК «Мост» (генподрядчик строительства перехода через Босфор), по данным Росприроднадзора, самовольно вела добычу строительного камня на Русском в районе Воеводы, не имея на то лицензии.
Принявший участие в совещании и. о. главного федерального инспектора в Приморье Павел Пущин, впечатлённый докладом Титкова, даже предположил, что теперь стройке моста на Русский грозят приостановка работ и срыв графика. Юрий Трутнев, однако, разрядил атмосферу: «Давайте не будем пугать друг друга… Ничего такого, что бы требовало немедленного хирургического вмешательства, я сегодня не увидел и не услышал. Все вопросы и замечания носят рабочий характер». В итоге заказчику-застройщику объекта – ФГУ «Дирекция строительства дорог «Владивосток» – дали поручение в срок до 1 мая обеспечить прохождение через положенные экспертизы проектной документации по мосту со всеми внесёнными изменениями и в будущем работать строго по проекту. Что касается лицензий на изучение недр и добычу общераспространённых полезных ископаемых, то соответствующие полномочия предполагается передать в компетенцию субъектов федерации, чтобы впредь большее количество вопросов могло решаться на местах, без долгих согласований с Москвой.
– Не усложняйте себе жизнь, у вас достаточно прав, – обозначил свой подход к взаимоотношениям центра и регионов Юрий Трутнев.
В целом позитивно оценив экологический аспект строительных работ в преддверии саммита, Юрий Трутнев, тем не менее, дал понять, что до Сочи в этом отношении нам далеко: «Мы применяем там ряд новых для нас, но обычных для Европы принципов. Во Владивостоке с соблюдением этих принципов пока существуют достаточно большие проблемы». Речь идёт о строгих требованиях к строительным компаниям, соблюдении так называемых зелёных стандартов и т. п. Трутнев подчеркнул, что во Владивостоке в отличие от Сочи эти требования не будут обязательными к исполнению, но рекомендовал местным чиновникам и строителям с ними вдумчиво ознакомиться: «Коллеги, это же ваша земля, вы здесь живёте… Думайте о том, как сохранить ваши уникальные природные объекты».
~~Комментарий
Игорь Зубарев, директор ФГУ «Дирекция строительства дорог «Владивосток»:
– Что касается претензий Росприроднадзора и Ростехнадзора, то проблемы в основном связаны с тем, что сроки, отведённые на выполнение наших задач, – сверхсжатые. Многие вещи, которые необходимо выполнять последовательно, мы, к сожалению, из-за недостатка времени выполняем параллельно. Нам потребовались корректировка некоторых проектных решений, проведение дополнительных геологических изысканий. В том, что касается обеспечения экологической безопасности, уже откорректирован раздел «Оценка воздействия на окружающую среду». Документы согласованы во всех инстанциях и переданы на повторную экологическую экспертизу в органы Ростехнадзора в Москве. Вчера мы всё это доложили министру, все наши ответы его устроили, он видит ситуацию как совершенно рабочую и не вызывающую серьёзных опасений. ~~
Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»