“Манеж” ломился от крабов, икры и бальзамов

Впервые внушительные площади (6 тысяч квадратных метров) и своды главного выставочного зала страны - “Манежа”, привычные к ярким вернисажам и блеску изделий знаменитых инофирм, были предоставлены в распоряжение... рыболовецких колхозов, мясных комбинатов, молочных заводов, колбасных цехов и ликеро-водочных производств, и при этом - только российских. В дни празднования 850-летия столицы здесь было представлено то, что могут вырастить, произвести, переработать, создать и предложить населению отечественные товаропроизводители.

28 окт. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №250 от 28 окт. 1997

Впервые внушительные площади (6 тысяч квадратных метров) и своды главного выставочного зала страны - “Манежа”, привычные к ярким вернисажам и блеску изделий знаменитых инофирм, были предоставлены в распоряжение... рыболовецких колхозов, мясных комбинатов, молочных заводов, колбасных цехов и ликеро-водочных производств, и при этом - только российских. В дни празднования 850-летия столицы здесь было представлено то, что могут вырастить, произвести, переработать, создать и предложить населению отечественные товаропроизводители.

Это царство продуктов питания вызвало огромный интерес у москвичей и гостей столицы. И все убедились: пищевые отрасли не “закрыты”, российская земля по-прежнему родит и кормит. Не перевелись и специалисты, способные превратить сырье во вкусную продукцию. Здесь, в “Манеже”, глаза разбегаются: почти 4 сотни отечественных производителей из 55 регионов страны, включая столицу и Московскую область, развернули свои съедобные экспозиции. Ассортимент перечислить невозможно. Качество упаковки и оформления товаров прекрасное. И все это свое, родное, российское. За честь выставить образцы своей продукции посчитали все главные и знаменитые “киты” продовольственного рынка России.

Как же выглядели на этом впечатляющем фоне наши, приморские предприятия? Свои изделия в “Манеже” выставили “Уссурийский бальзам”, “Дальрыба”, “Дальморепродукт”, “ТИНРО-центр”, рыбколхоз “Восток-1”, “БАМР” из Находки. По правде, с некоторой опаской отыскивал в сутолоке экспозиции наших приморских предприятий: не поглотила ли их тень знаменитых конкурентов?

А вот и изображение амурского тигра. Под ним - шеренги бальзамов, водок, настоек. Любопытные посетители, любезные хозяева. Это - АО “Уссурийский бальзам”. Все опасения напрасны - прекрасная экспозиция, неотступное внимание публики. Впрочем, это - норма для “Бальзама”, частого и желанного участника различных выставок. Только последняя из них - международная выставка-ярмарка в Сочи принесла уссурийским виноделам 5 медалей. И вот теперь - соревнование со всей Россией. В “Манеже” “Уссурийский бальзам” “выступил” в составе одного из организаторов выставки - государственного внешнеэкономического объединения “Продинторг” (г. Москва). Интересуюсь у президента этого крупнейшего объединения Л. Тихомирова, чем привлекла их продукция из далекого Уссурийска.

- Это уникальная продукция, - говорит Леонид Васильевич. - Таких рецептов и наполнителей нет нигде в мире, только в Приморском крае. Это настоящие тонизирующие напитки. Они напитаны силой эндемичных дикоросов Уссурийской тайги. Уникальна и технология производства напитков и бальзамов в Уссурийске, во всяком случае, такую не представил ни один производитель бальзамов. Каждая бутылка, на мой взгляд, - настоящий драгоценный сувенир. Нашу экспозицию осматривали президент Ельцин и премьер Черномырдин. Остались довольны и немного удивлены: они думали, что в Приморском крае одни проблемы, а оказывается, здесь производят полезнейшие продукты питания. Взгляните хотя бы на эти крабы, папоротник или на эту подводную кулинарию! Так что главная проблема края - как все это богатство доставить к столу россиян? Ведь железная дорога вдвое повышает стоимость тех же бальзамов.

Здесь полезно сделать небольшое отступление и напомнить, что “Продинторг” в свое время очень хорошо знали в Приморском крае. Вот только один факт: в годы войны через эту организацию во Владивосток шли американские поставки продовольствия по ленд-лизу.

- Было много интересных встреч и деловых контактов, - говорит Ирина Морозова, заместитель генерального директора АО “Уссурийский бальзам”. - Чего стоят хотя бы результаты работы дегустационной комиссии, которой пришлось оценивать более 140 наименований водок, настоек, наливок, ликеров, бальзамов. Мы представили 5 наших напитков, и 3 из них - бальзам “Уссурийский сюрприз”, настойки “Панты на меду” и ‘Капитанский ром” - получили высшую оценку - дипломы I степени. Два других наших участника конкурса - джин “Черный бархат” и настойка “Золотой фазан” - получили дипломы 2-й степени. Насколько я знаю, такого успеха другие фирмы не добились.

Выставку посетил директор медицинского центра управления делами президента Российской Федерации - сельскохозяйственного предприятия “Барвиха” Владимир Дудко. Он сказал, что интересуется только экологически чистыми продуктами, поэтому и обратился к нам. Ведь изделия, обогащенные растениями Уссурийской тайги, не имеют аналогов.

Снова приятное удивление: рыбную отрасль Дальнего Востока представляли в основном наши, приморские предприятия, да еще Камчатка. Посетители толпятся вокруг экзотических экспонатов “Дальрыбы”, “Дальморепродукта”, “ТИНРО-Центра”, находкинского “БАМРа”, колхоза “Восток-1”. “Постоянно очень много народу, - говорит представитель “Дальрыбы” Любовь Ананьева. - Не можем отойти и на несколько минут. Представили только свою продукцию, и вот результат - сразу 2 вида получили дипломы 1-й степени. Получили немало деловых предложений, которые еще предстоит проанализировать. Кроме того, нас в числе немногих пригласили участвовать в престижной международной выставке “Зеленая неделя”, которая пройдет в Берлине в начале 1998 года.

Достойно представили дальневосточных рыбаков и обработчиков все приморские участники национальной выставки.

“ТИНРО-Центр” выставил в “Манеже” лечебно-профилактические препараты, способные поддерживать иммунитет, что особенно актуально, когда человек ослаблен или перенес тяжелую болезнь. “Отбою нет от предложений заключить контракты на поставки нашей оригинальной продукции, - говорит ученый секретарь “ТИНРО-Центра” Валентина Михалева. - Люди были явно разочарованы, когда мне приходилось отвечать отказом и растолковывать, что мы научно-исследовательский институт и создаем технологии, но сами не производим. Такое же разочарование ждет, очевидно, и будущих посетителей нашей экспозиции в Лиссабоне, куда мы приглашены на будущий год. Необходимую людям, во многом уникальную продукцию некому производить в промышленных масштабах”.

Беседуем с начальником лаборатории ХК “Дальморепродукт” Лидией Михалдык: “Я была на многих выставках, но такого разнообразия отечественных продуктов, притом великолепно упакованных, никогда не видела. Все, кто приходил к нам, говорили, что хотят каждый день видеть в своих магазинах наши изделия. И не только “Крабы в собственном соку”, “Икру лососевую”, “Ассорти деликатесное”, которые получили высшую оценку - дипломы 1-й степени, но и другие наши консервы. Поступили конкретные предложения из Москвы, Костромы, Нижнего Новгорода, других регионов. Надеемся на такой же успех в Берлине на “Зеленой неделе”.

Рыбколхоз “Восток-1” получил не только 3 диплома 1-й степени, но и благодарственное письмо департамента рыболовства Минсельхозпрода, в котором отмечается “своеобразие и экзотичность” продукции рыбаков, “глубокий уровень переработки морского сырья”. Колхозу предложено представить свои изделия на сертификацию в медицинский центр при администрации президента РФ для присвоения товарного знака качества этого центра. Другими словами, колхоз “Восток-1” имеет шанс стать как бы “поставщиком высочайшего двора”, если уместна такая аналогия.

Только было бы неплохо, если бы качественная приморская продукция доходила не только до “высочайшего двора”. Именно от последнего во многом зависит, сумеют ли отведать ее “рядовые” россияне.

Автор: Константин КУХАРЕНКО, пециально для “В”