На поверку становись!

Уже более трети квартир во Владивостоке оснащены счётчиками горячей и холодной воды. И с каждым годом растёт процент горожан, предпочитающих оплачивать дорогостоящие услуги горячего и холодного водоснабжения не по эфемерному нормативу, а за реальный расх

11 март 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2493 от 11 март 2009

~~Из письма в редакцию

Раньше преимуществом учёта воды пользовались жилищно-строительные кооперативы. Жильцам всех остальных домов плата за горячую и холодную воду выставлялась по усреднённым, явно завышенным нормативам. За счёт потребителей покрывались громадные утечки воды в изношенных сетях.

На мой взгляд, установка, эксплуатация, поверка, ремонт приборов учёта – это непосредственная обязанность поставщиков услуг. Ведь не ходим же мы в магазины со своим метром или весами. У нас же всё почему-то ставится с ног на голову.

Ещё, считаю, потребители не должны страдать от того, что поставляется некачественная вода и в результате счётчики раньше времени выходят из строя. Нужно добиваться улучшения качества воды.
В. ЖЕРТОВСКИЙ~~

Уже более трети квартир во Владивостоке оснащены счётчиками горячей и холодной воды. И с каждым годом растёт процент горожан, предпочитающих оплачивать дорогостоящие услуги горячего и холодного водоснабжения не по эфемерному нормативу, а за реальный расход воды.

Поскольку в массовом порядке приборы учёта стали ставиться пять-шесть лет назад, то получилось так, что подошёл срок поверки сразу большого их количества. Прошлой весной город оказался перед лицом ещё одной коммунальной проблемы. Ситуация усугублялась тем, что ОАО «Водоканал» законсервировал свои установки по поверке и ремонту счётчиков воды, а коммерческие структуры, попробовав освоиться в новой нише и не увидев выгоды, не стали заниматься этим делом.

С июля прошлого года организацию работы по поверке водосчётчиков полностью взял на себя ФГУ «Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (Приморский ЦСМ). На сегодня уже можно сказать, что острота проблемы снята. Однако, судя по письмам и звонкам в редакцию, у жильцов ещё хватает жалоб и вопросов.

Сегодня мы вновь возвращаемся к волнующей многих наших читателей теме.

Половина – в брак

– Принято считать, что поверка защищает интересы поставщика услуги. Но разве нас самих счётчик не может обмануть, начав вдруг мотать с бешеной скоростью? – интересуемся у начальника отдела поверки теплотехнических средств измерений Приморского ЦСМ Татьяны ДРОН.

– В том-то и дело – погрешность, которую допускает прибор, может быть не в пользу жильцов. Поэтому в первую очередь они сами должны быть заинтересованы в защите от недостоверных измерений. Но почему-то заказчики зачастую относятся к нам как к виновникам вставшей перед ними проблемы – необходимости поверки приборов учёта.

– Многие наши читатели не согласны с тем, что межповерочный интервал устанавливается исходя из срока службы прибора, а не из количества пропускаемой через него воды. Некоторые семьи практически не пользуются горячей водой, а поверку им надо делать так же, как и остальным.

– Межповерочный интервал определяется Всесоюзным научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) при проведении испытаний водосчётчика на соответствие утверждённому типу. И производитель указывает утверждённые сроки межповерочного интервала в технической документации. Все водосчётчики при выпуске из производства проходят первичную поверку, о чём свидетельствует отметка в технической документации, и она является отсчётом даты периодической поверки.

При покупке и установке счётчика воды необходимо обязательно обращать внимание на дату первичной поверки и на утверждённый межповерочный интервал и выбирать тот прибор, дата поверки которого максимально приближена к дате установки и с максимальным межповерочным интервалом. В настоящее время рынок предлагает счётчики воды с межповерочным интервалом четыре или пять лет на горячую воду и пять или шесть лет – на холодную воду.

– Если счётчик благополучно проходит поверку, то он допускается к использованию ещё на такой же срок?

– Да, если водосчётчик по результатам поверки признан годным к дальнейшей эксплуатации, то он используется и дальше в соответствии с указанным в техническом паспорте межповерочным интервалом.

– Но ведь можно не обращаться за поверкой, а сразу уставить новый прибор?

– Решение о замене и установке нового водосчётчика принимает сам его пользователь. Накопленная нами за последние месяцы статистика говорит о том, что процент не прошедших поверку водосчётчиков составляет примерно 50 процентов. Поэтому не могу однозначно посоветовать: выбрасывать старый прибор или ставить новый.

Водосчётчики производства заводов Москвы, Санкт-Петербурга, Литвы, Германии признаются годными к дальнейшей эксплуатации значительно чаще. Однако нельзя назвать какие-то конкретные фирмы в качестве положительного или отрицательного примера. На результат поверки может повлиять всё что угодно: как поставлялся прибор, где он хранился во время продажи, подвергался ли гидравлическим ударам из-за отключений воды и т.д.

Если конструкция водосчётчика изначально ненадёжная, то рынок сам вытеснит её.

– А ведь может получиться так, что твоя очередь на поверку подойдёт летом, когда в микрорайоне из-за ремонтных работ будет отключена горячая вода. Что тогда?

– Да, для проведения процедуры поверки необходимо наличие в системе воды. Поэтому нужно заранее побеспокоиться о проведении поверки, чтобы не пришлось решать проблему в период отключений.

Очередь на самом деле у нас довольна большая. По заявкам жильцов пока работает один поверитель и используется одна установка. Поэтому лучше за два-три месяца до конца межповерочного интервала прийти к нам и записаться на поверку своего прибора учёта. В настоящее время прорабатывается вопрос об организации поверки водосчётчиков в стационарных условиях в Приморском ЦСМ. Тогда будет необходим демонтаж водосчётчика. Но это должно сократить сроки исполнения заявок. Уже заказаны и в ближайшее время будут приобретены ещё две поверочные установки. Это тоже, надеемся, поможет сократить очередь.

Не дайте себя обмануть

Участие в обсуждении темы приняла исполнительный директор вычислительного центра ООО «Программы учёта» Яна ЗАГУДАЕВА. Яна Юрьевна дала такие конкретные пояснения:

– Узнать о дате окончания межповерочного периода прибора учёта можно по оттиску клейма поверителя и даты поверки в его техническом паспорте (не путать со сроком эксплуатации, который гарантирует производитель!). За месяц до этого мы предупреждаем в квитанциях о сроке окончания межповерочного интервала.

Сам срок поверки прибора учёта, его замены или ремонта по законодательству не должен превышать 30 календарных дней. В течение этого времени абонент оплачивает среднемесячное потребление воды, рассчитываемое на основании показаний водосчётчика за последние шесть месяцев.

Чтобы опломбировать счётчики после установки или замены, нужно обращаться в свои управляющие компании (за исключением тех, которые заключили с нами договор на эту работу).

При покупке новых водомерных приборов необходимо обращать внимание на важный документ – техпаспорт. Это должен быть оригинал с синими печатями, а не копия. В последнее время участились случаи, когда покупателям подсовывают ксерокопии. Увы, такой прибор мы не поставим на учёт. Не регистрируются также водосчётчики, не имеющие обратного клапана.

К слову, сейчас проводятся контрольные сверки показаний приборов учёта хозяев, которые не передают данные в вычислительный центр по нескольку месяцев. Упорная забывчивость ведёт к тому, что абоненты будут переводиться на оплату услуг водоснабжения по нормативу.

~~Справка «В»
Произвести поверку приборов учёта горячего и холодного водоснабжения (водомеров) жители Владивостока могут в ФГУП «Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации». Для этого необходимо лично обратиться в отдел поверки теплотехнических средств измерений Приморского ЦСМ, предъявить технический паспорт прибора учёта и акт его опломбировки, встать в очередь на поверку. Стоимость поверки одного счётчика воды – 295 рублей .

Процедура поверки в настоящее время производится специалистом ЦСМ прямо в вашей квартире, без демонтажа прибора учёта. По окончании работы оформляется протокол поверки. При соответствии водосчётчика нормируемым требованиям в техническом паспорте делается отметка о дате проведения поверки, а при несоответствии прибора требованиям на него оформляется извещение о непригодности. Такой водосчётчик подлежит замене.

Акт приёма-сдачи работ и технический паспорт с отметкой о поверке необходимо предоставить в водомерную инспекцию ООО «Программы учёта» (Океанский проспект, 101а).

Приморский ЦСМ расположен по адресу: г. Владивосток ул. Прапорщика Комарова, 54. Отдел поверки теплотехнических средств измерений (кабинет 16) работает с горожанами по понедельникам и вторникам с 9 до 16 часов (обеденный перерыв – с 12.30 до 13 часов). Телефон для справок 40-10-84.~~