Капитан Татьяна
Появления в Приморье женщины-капитана дальнего плавания мы ждали давно. После ухода легендарной Анны Щетининой с капитанского мостика он оставался без женского присмотра почти полвека. И вот это случилось. В минувшем году теплоход «Капитан Кириченко» п
Появления в Приморье женщины-капитана дальнего плавания мы ждали давно. После ухода легендарной Анны Щетининой с капитанского мостика он оставался без женского присмотра почти полвека. И вот это случилось. В минувшем году теплоход «Капитан Кириченко» под командованием капитана дальнего плавания Татьяны Сухановой из Владивостока прошёл Тихий, Индийский и Атлантический океаны. Экипаж полгода работал на перегрузе в районе Фолклендских островов и у побережья Южной Америки.
...Весна в Атлантике очень похожа на позднюю осень в Охотском море — штормы догоняют один другой, сильные ветры и дожди. В том рейсе, казалось, все тридцать три несчастья разом свалились на экипаж - может, чтобы дать настоящее морское крещение этой невысокой худенькой голубоглазой 36-летней женщине, которая вздумала покорять океаны.
В Малакском проливе «полетел» главный двигатель. По пути в Сингапур их накрыл очередной шторм и повредил антенну GPS - можно сказать, курс держали практически по звёздам.
Ломались не только механизмы. Штурман заболел, у стармеха случился инфаркт, плотник повредил руку и был прооперирован в одном из портов, а в завершение всего в штормовую ночь бочка с машинным маслом пролилась на палубу, и экипаж скользил по палубе, как на коньках... На перегрузах весь экипаж работал в трюмах и, случалось, Татьяна несколько суток подряд стояла вахту на мостике. Когда бывают подобные передряги, каждый как на ладони. Говорят, после таких суровых проверок и возникает настоящая дружба.
…На заседании Дальневосточной ассоциации морских капитанов, в состав которой входит и Татьяна Суханова, они обсуждали нюансы её первого капитанского рейса. Такой «разбор полётов», когда капитаны обмениваются мнениями по поводу экстремальных случаев на море, – здесь дело обычное. Татьяна Анатольевна волновалась перед разговором, как школьница. Но мнением опытных коллег, среди которых такие безусловные авторитеты морского флота, как капитаны Абоносимов, Пудовкин, Черепанов, Подшивалов, Осичанский, Татьяна очень дорожит.
Старые «морские волки» свой вердикт вынесли единогласно: молодец, Татьяна. Всё делала правильно.
Женщина и море«Куда их всё заносит, этих женщин? За рулём авто их скоро будет не меньше, чем мужиков. Ну а в капитаны-то ей зачем? Лавры Анны Щетининой не давали спокойно спать?» - слышу я ворчание приверженцев женской судьбы по схеме муж-кухня-дети.
Что касается знаменитой Анны Щетининой, то о ней Таня Суханова, детство которой прошло в маленьком посёлке в Хабаровском крае, услышала только в морском училище. Пошла в море за романтикой?
- Отчасти да, - говорит Татьяна. – Но главное – профессии традиционно женские, как, например, врач или учитель, казались очень скучными. Хотелось испытать себя в чём-то суровом и необычном.
Ну конечно, на море её привёл характер, а не случайность. В детстве и юности успевала совмещать учёбу сразу в трёх школах – обычной, спортивной и музыкальной. Продолжала заниматься спортом и художественной самодеятельностью в студенчестве и уже в зрелом возрасте.
Стремление к скорости у неё, наверное, в крови – сначала гоняла на мотоцикле – на красном «Восходе» в красном шлеме, счастливая и свободная, как птица в полёте. Прав не было, папа со своей зарплаты геолога замучился штрафы платить. Как только Тане исполнилось 16 лет, он заявил: «Получай-ка права, дочка, а то ты нас вконец разоришь своими штрафами». В 16 лет она пошла на курсы и получила права на управление мотоциклом, а в 18 – автомобильные права.
После школы, направив запросы на судоводительские факультеты всех «водных» вузов страны, она получила вежливый отказ: девушек не принимаем. Только речное командное училище в Благовещенске не дало ей «отлуп» по половому признаку. Она была единственной девушкой в группе и уже тогда поняла, что для исполнения мечты ей потребуется всего-навсего быть лучше всех — и в учёбе, и в спорте, и в любом деле. Чтобы не услышать в спину снисходительное: «Женщине не место на флоте...».
Из 117 поступивших вместе с ней курсантов дипломы получили 18 человек, из них только четверо работают сейчас «на воде». И только Татьяна Суханова из всего выпуска, закончившая, к слову, училище с красным дипломом, встала на капитанский мостик морского судна.
Пять лет отработала она в Амурском речном пароходстве — матросом, мотористом, потом ещё три года третьим штурманом на пассажирском теплоходе «Георгий Седов». Успевала всё: училась заочно, спортом занималась, в ансамбле пела…
Она ещё не раз встретит иронические усмешки на пути к своей мечте. С годами научится не обращать на них внимание, доказывая своим трудом, выдержкой, упорством, силой характера, что она, Таня Суханова, делает на «отлично» всё, за что берётся.
Шесть курсов заочного отделения ДВВИМУ она окончила за четыре года.Набиралась опыта на судах Востоктрансфлота , затем работала в компании «Римско». Уже старпомом пришла в Дальрифер, а после четырёх лет старпомовской вахты в море – первый капитанский рейс на теплоходе «Капитан Кириченко». Сейчас Татьяна Суханова в отпуске, всерьёз подтянула английский язык на курсах и готова снова выйти в рейс.
…Ну вот кто, скажите, из мужчин мог укротить такую смелую, строптивую и симпатичную? Но, как сказал поэт, «пришла пора, она влюбилась…».
У Татьяны и Алексея подрастает сын Алёшка. Мама в воспитании сына придерживается правила: хозяин в доме – мужчина, он и принимает главные решения на семейном корабле. А она в доме – любящая жена и мама.
От первого лицаТатьяна Суханова, капитан дальнего плавания:
- Думаю, что надо всегда в жизни использовать свой шанс. Точно знаю, что обиды и всё плохое быстро забываются.
Хотя странно, что в любом порту мира меня - женщину-капитана - встречали гораздо приветливее, чем в родной стране. Даже моя подруга из Архангельска капитан дальнего плавания Екатерина Немирова, а также знаменитый капитан Людмила Тибряева и женщины-старпомы отмечают, что на Дальнем Востоке мужчины-коллеги относятся к ним несравнимо жёстче. Некоторые просто пытаются подставить.
Впрочем, понимаю, что у нас и условия выживания более жёсткие: правовой беспредел, зарплата ниже, а цены выше. За многое на нашем флоте просто стыдно перед иностранцами. Ходить в море под российским флагом — это ведь тоже особые условия плавания.
Но всё равно я очень ценю, что люди в меня поверили и поддержали. Например капитан Александр Иничкин, генеральный директор компании «Дальрифер» Сергей Саксин и конечно же моя родная ассоциация морских капитанов в полном составе. Без надёжного мужского плеча в жизни женщине нельзя!
Автор: Татьяна НАДЕИНА