Экипаж кинули «по-чёрному»

Пять месяцев стоит у причала Первомайского судоремонтного завода теплоход «Фёдор Попов», на борту которого корреспонденты «Владивостока» побывали накануне выхода этого номера.

27 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2488 от 27 февр. 2009
cdb5c36a64edad3f1aeb5ee684e27f0a.jpg

Пять месяцев стоит у причала Первомайского судоремонтного завода теплоход «Фёдор Попов», на борту которого корреспонденты «Владивостока» побывали накануне выхода этого номера.

Мираж просит денег

- Наш теплоход как «Летучий голландец», - в сердцах говорят нам моряки. – Для судовладельца мы – это мираж, которому не нужно ни денег, ни еды, ни топлива, ни воды…

Судовладелец - ЗАО «Северо-восточная судоходная компания» (генеральный директор - Сергей Валёв) - взял судно во фрахт у Арктического морского пароходства. Нынешний экипаж сделал несколько рейсов, сходил на ремонт в Северную Корею, но обещанных денег люди так и не получили.

Официально судно сейчас в ремонте, фактически – банально простаивает. На исходе вода, топливо, масло, периодически ломаются механизмы. Теплоход и моряки оказались брошенными на произвол судьбы. Половина экипажа плюнула и списалась на берег, остались самые стойкие – те, кто намерен использовать все рычаги, чтобы получить от судовладельца свою заработную плату за несколько месяцев.

- Буквально вчера нам наконец-то выдали деньги на котловое довольствие, до 10 марта их должно хватить, - говорит нам капитан Николай Попов - он несколько месяцев кормил экипаж «в долг» на собственные деньги.

Чтобы не мёрзнуть, моряки были вынуждены купить обогреватель, а чтобы греть пищу – микроволновку.

Дальнейшая судьба теплохода «Фёдор Попов» - в тумане. По-прежнему нет денег для окончания ремонта, судовладелец, по словам моряков, не собирается погашать долги по зарплате экипажу.

- Общаюсь с моряками других судов – по-моему, у нас самая тяжёлая ситуация, - говорит капитан.

Капитан и электромеханик на судне 16-й месяц и утверждают, что с каждым днём ситуация меняется в худшую сторону. Люди возмущены до крайности.

Чёрно-белое кино

Этой ситуацией заинтересовалась Приморская транспортная прокуратура, которая провела проверку по фактам невыплаты заработной платы, в том числе и морякам теплохода «Фёдор Попов». По словам членов экипажа, судовладелец предоставил проверяющим «белую» документацию, которая, безусловно, в порядке.

Но на самом деле всё далеко не однозначно. Как рассказали нам члены экипажа «Фёдора Попова», при заключении трудового договора с судовладельцем им были предложены безальтернативные условия: минимальная зарплата отражается в трудовом договоре, а её основная часть будет выплачиваться в конвертах. Нехитрая схема делёжки зарплаты на чёрную и белую для ухода от налогов известна давно. Понятно, что люди с удовольствием получали бы всю зарплату законным образом. Да вот беда: на других условиях трудовой договор с моряками не заключался. Именно вторую часть, которая составляет 80 процентов от суммы, указанной в штатном расписании, судовладелец им до сих пор и не выплачивает.

Моряки обратились за помощью в Дальневосточную ассоциацию морских капитанов, которая направила к ним для выяснения обстоятельств дела своего представителя. Вице-президент ДВ ассоциации морских капитанов, капитан дальнего плавания кандидат юридических наук Николай Чепцов сообщил редакции:

- Из представленных нам документов следует, что судовладелец ЗАО «Северо-восточная судоходная компания» имеет значительную задолженность по выплате зарплаты членам экипажа теплохода «Фёдор Попов». Анализ представленных документов уже сейчас позволяет утверждать, что претензии экипажа судна к судовладельцу вполне обоснованны. В настоящее время судно находится в порту Владивосток, и экипаж планирует предъявить исковые требования работодателю. Ссылка работодателя на отсутствие денежных средств не снимает с него ответственности за невыплату зарплаты.

Надо сказать, за свою 20-летнюю деятельность Дальневосточная ассоциация морских капитанов не раз занималась подобными делами и добивалась справедливости. Вот что сказал нам её президент, представитель ITF на Дальнем Востоке Пётр Осичанский:

- Учитывая, что судно ходит под флагом РФ, судовладельцем является российское юридическое лицо, ситуация наверняка вызовет заинтересованность таких органов, как Роструднадзор и Приморская транспортная прокуратура. Невыплата людям заработанных им в море денег – просто позор.