Гадание на топливной гуще
Осень 2008 года запомнилась потребителям моторного топлива беспрецедентным снижением розничных цен на бензин и солярку. Горючее, до этого стремительно росшее в цене, подешевело по мановению руки президента Дмитрия МЕДВЕДЕВА и Федеральной антимонопольной с
[photo:10638:p:]
Осень 2008 года запомнилась потребителям моторного топлива беспрецедентным снижением розничных цен на бензин и солярку. Горючее, до этого стремительно росшее в цене, подешевело по мановению руки президента Дмитрия МЕДВЕДЕВА и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В Приморье снижение цен, прошедшее в несколько этапов с октября по январь, составило чуть более трёх рублей за литр того или иного вида топлива, то есть свыше 10 процентов.
На внутренний рынок ГСМ в России в последнее время влияли несколько серьёзных факторов, в той или иной степени связанных с мировым финансовым кризисом. С 1 февраля по решению премьер-министра РФ Владимира ПУТИНА экспортная пошлина на нефть была снижена с 119,1 до 100,9 доллара за тонну. Нефтяные аналитики тут же сделали предположение, что это может привести к уменьшению количества нефти на внутреннем рынке и её подорожанию. И правда, вскоре СМИ сообщили о значительном росте оптовых цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. К тому же не за горами весна, когда традиционно возрастает спрос на топливо, да и инфляцию никто не отменял.
Однако есть и противоположный вектор – резкая активизация Федеральной антимонопольной службы, то ли научившейся пользоваться данными ей рычагами, то ли получившей карт-бланш от руководства государства. Буквально за несколько дней до вступления в силу новых экспортных пошлин на нефть ФАС выступила с грозным предостережением в адрес соответствующих компаний: «В случае, если нефтяные компании будут повышать оптовые и розничные цены на внутреннем рынке, мотивируя это снижением экспортных пошлин, антимонопольная служба… предпримет все необходимые меры.., а также обратится к председателю правительства РФ с предложением незамедлительного повышения экспортных пошлин».
Возбуждение дошло до ПриморьяПриморское управление ФАС действует в русле федеральных тенденций. Ещё в декабре руководитель управления Владимир ТАЛАНЦЕВ заявил на одной из пресс-конференций, что разговоры о возможности снижения розничных цен на топливо до 17 рублей за литр имеют под собой основания. Он пояснил, что образование цен на нефтепродукты в России имеет свою специфику: в цене литра бензина кроется много налогов, в сумме составляющих до 60 процентов. Поэтому резкое снижение мировых цен на нефть привело лишь к незначительному снижению цен на внутреннем рынке РФ. Однако правительство заговорило о снижении налогового бремени для нефтяников, что и сделало возможными подобные «17-рублёвые» прогнозы.
Крупнейшие продавцы автомобильного топлива в Приморье – это «Приморнефтепродукт», входящий в структуру НК «Альянс» и владеющий 111 из 239 приморских АЗС, и «РН-Востокнефтепродукт» («Роснефть»), у которого 32 заправки.
Именно эти компании находятся в поле пристального внимания антимонопольщиков. В декабре стало известно о проверке, начатой УФАС в отношении обеих названных компаний, чтобы установить причину «незначительного снижения розничных цен на фоне более значительного снижения оптовых». В конце января Владимир Таланцев сообщил, что деятельность «Приморнефтепродукта» не противоречит антимонопольному законодательству. С «Востокнефтепродуктом» ситуация иная: в начале февраля в пресс-центре УФАС сообщили о возбуждении дела в отношении ООО «РН-Востокнефтепродукт» (Таланцев к тому времени, кстати, уже ушёл на пенсию, объявив о своём намерении заняться преподавательской деятельностью; к исполнению его обязанностей приступил заместитель – Виктор ТРЯКИН). По версии антимонополистов, ООО «РН-Востокнефтепродукт», приобретая «крупным оптом автомобильное топливо по цене значительно более низкой, чем закупочная стоимость основного конкурента – ОАО «Приморнефтепродукт», в розницу и мелким оптом реализует топливо по практически аналогичной цене. Таким образом, ООО «РН-Востокнефтепродукт» имеет возможность получать сверхдоход …и устанавливает и применяет монопольно высокие цены на топливо. По делу проводится расследование».
Снижать нельзя повышать[photo:10620:p:]
В последнее время органы ФАС по всей стране рьяно взялись за дело, став своего рода административным спецназом, каким ранее по другим поводам выступали то рыцарь Росприроднадзора Олег МИТВОЛЬ, то главный санитарный врач Геннадий ОНИЩЕНКО. К середине февраля тональность заявлений чиновников ФАС ужесточилась ещё сильнее. Объявив о возбуждении дел в отношении «ТНК-ВР», «Газпромнефти», «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти», главный антимонопольщик страны Игорь АРТЕМЬЕВ добавил, что в январе 2009 года произошёл «стремительный рост оптовых цен на топливо по некоторым позициям от 30 до 60 процентов», и расценил такие шаги как вызов правительству России.
Но главный для нас вопрос – что будет происходить через месяц, два, три с розничными ценами на топливо в Приморье – остаётся, как водится, открытым. Ещё считаные дни назад представители сбытовых компаний, к которым обратились корреспонденты «В», затруднились дать определённые прогнозы. В НК «Альянс» заметили, что стоимость бензина не будет в ближайшее время увеличена, если только не вырастут железнодорожные тарифы и цена сырой нефти. Депутат Думы Владивостока Александр ЮРТАЕВ, серьёзно озабоченный проблемой высоких цен на топливо, считает, что в ближайшее время испуганные сигналами ФАС крупнейшие приморские продавцы нефтепродуктов повышать розничные цены не будут. Однако, по его мнению, это не свидетельствует о том, что ситуация нормальная: «На Дальнем Востоке по-прежнему не исполняются пожелания руководства страны. Почему в Коломне литр бензина стоит 16 рублей, а у нас – 25, хотя зарплаты у нас такие же, как в Коломне?».
Однако если крупные продавцы топлива находятся под чутким надзором государства, то с мелкими ситуация другая. Уже в феврале автомобилисты Владивостока обратили внимание на то, что на ряде местных АЗС, не входящих в «империи» «Альянса» и «Роснефти», цены несколько повысились. Лиха беда начало?
От 20 и вышеЕщё в конце минувшей недели на АЗС Владивостока складывалась следующая картина. Зимнее дизельное топливо стоило от 23,5 рубля за литр («Владойл-транзит» на БАМе, «Мега-ТЭК» на Енисейской) до 25,0 («RS-нефть» на Руднева, «Экстра-ойл» на Котельникова, «Альфа-максимум» на Некрасовской) и даже 25,29 на «Альянсе» и постышевском «А-Спекте». Средние цены на уровне 24,0 рубля держались на «небрендовых» АЗС на Шилкинской и Иманской, а также (24,80) на эгершельдской «Роснефти».
Литр самого ходового бензина марки «АИ-92» обходился владивостокцам от 23,0 («Владойл-транзит», АЗС на Иманской) и 23,5 («Мега-ТЭК», «Экстра-ойл») до 24 рублей ровно («Альфа-Максимум», безымянная АЗС на Шилкинской), 24,30 («RS-нефть», «Роснефть») и, наконец, 24,79 (сеть «Альянса», «А-Спект»). Цена на «АИ-95» варьировалась от 24 рублей ровно («Владойл-транзит») и 24,90 («RS-нефть») до 25,0 («Альфа-Максимум»), 25,50 («Роснефть», «Экстра-ойл») и 25,99 («А-Спект», «Альянс»). Наконец, высокооктановый «АИ-98» можно было приобрести по 26 рублей за литр на «Владойл-транзите» или же за 27,0 и 27,59 соответственно на «Альфа-Максимуме» и «Альянсе». За пределами Владивостока топливо несколько дешевле.
Однако буквально вчера, направляясь на работу и привычно всматриваясь в ценники автозаправок вдоль дорог, автомобилисты могли заметить, что произошло очередное снижение цен. На 50 копеек за литр синхронно уменьшили стоимость топлива продавцы наиболее дорогого горючего – вышеупомянутые «Альянс» и «А-Спект». Так как рынок нефтепродуктов напоминает систему сообщающихся сосудов, остаётся ждать симметричных шагов и от других компаний. Мелочь, как говорится, а приятно; впрочем, как цены поведут себя дальше – никто не берётся утверждать.
Отметим, что на фоне ряда других дальневосточных регионов, особенно северных, приморские цены на бензин выглядят вполне себе божескими. В то же время топливо в Приморье стоит гораздо дороже, чем в среднем по России (в том числе в Москве). Надеяться на то, что в ближайшее время это не слишком радующее нас соотношение изменится, вряд ли стоит. Даже вышеупомянутый Игорь Артемьев, призывающий к дальнейшему снижению цен, отметил в начале февраля на одной из пресс-конференций: «В России «АИ-95» должен стоить порядка 19 рублей, может быть, 19 рублей с копейками. Исключение – Дальний Восток и Сибирь. Там цена может быть выше 20 рублей из-за удалённости регионов и расходов на транспортировку».
Настораживает размытость артемьевской формулировки «выше 20 рублей». Строго говоря, это может быть и 25, и 30, и 50…
Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»