Мёртвые сраму не имут
Во Владивостоке строят мост. Собственно, строят даже два, но непосредственно в городской черте, в зоне тотальной застройки строят один – через бухту Золотой Рог. Иногда его ещё называют БМВ – большая мечта владивостокцев. И это – чистая правда. Тем более
Во Владивостоке строят мост. Собственно, строят даже два, но непосредственно в городской черте, в зоне тотальной застройки строят один – через бухту Золотой Рог. Иногда его ещё называют БМВ – большая мечта владивостокцев. И это – чистая правда. Тем более что мост обещает быть большим (в смысле – высоким) и стать настоящим украшением города, в котором я живу всю жизнь.
Строят споро. Во всяком случае, то, что я вижу ежедневно в районе остановки «Лазо», производит сильное впечатление. Как и недавнее сооружение тоннеля в районе верхней площадки фуникулёра. Круглые сутки – сполохи огней, грохот строительной техники – как говорится, всё по-честному.
Лично я, будучи по жизни Фомой неверующим, ещё год назад поспорил с одним приятелем, что мост ни за что и никогда не построят. И теперь с нетерпением жду наступления минуты собственного конфуза. Быстро сменив ориентиры (как говаривали в былые годы – колебался вместе с линией партии), теперь я убеждённо всем доказываю, что построят непременно и в срок, а что касается временных, пусть даже весьма серьёзных неудобств, то надо потерпеть: стройка-то идёт для нашего общего блага! И это – совершенно искренне.
Однако, наблюдая неподдельный строительный энтузиазм в районе всё той же остановки «Лазо», постоянно испытываю некоторое смятение. Честнее – даже не некоторое смятение, а откровенный стыд. За памятник морякам торгового флота.
Сейчас он одет в железный короб, чтобы не пострадал во время стройки. Убран и Вечный (название-то какое – вечный!) огонь, сняты и вывезены до лучших времён бронзовые плиты с силуэтами погибших судов и фамилиями – поимённо! – моряков, не вернувшихся домой. Сделано всё это в соответствии с планами сооружения опор, и строители заверяют, что по окончании работ восстановят всё в лучшем виде.
Не сомневаюсь ни на минуту.
И окажется памятник… под мостом.
Я не к тому, что надо перенести мост, нет конечно. Да и куда его перенесёшь в густо застроенном центре? А в другом месте мост не нужен. Но, очевидно, можно ведь перенести памятник?..
Владивосток не был под бомбёжкой и в оккупации, но традиция проводить здесь 9 Мая коленопреклонение родилась одной из первых в стране. Владивосток не воевал, но его гражданских моряков и бомбили и торпедировали по всему Мировому океану. Память о них – абсолютно неотъемлемая часть исторической памяти города.
Нет готового рецепта – куда перенести памятник? Надо думать, искать. Но главное – озаботиться этим вопросом на самых разных уровнях и власти и общественного сознания. И дело даже не в юбилеях Победы, отмечать которые с каждым годом приходит всё меньшее число ветеранов. Дело исключительно в нас.
Мёртвые, как известно, сраму не имут. Мы же – если оставим памятник павшим под мостом – можем оказаться в весьма нелицеприятной ситуации.
Автор: Андрей Островский Вадимович