Кино для тех, кто не боится темноты

Почти весь прошлый год – без шума и помпы - Владивосток был съёмочной площадкой нового полнометражного фильма. Когда столичный кинорежиссёр Николай Хомерики объявил знакомым, что кино будет снимать во Владивостоке, его посчитали сумасшедшим. Это же уму

13 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2481 от 13 февр. 2009
c4f5366f9350d27b5fcadbfc26aabdf8.jpg

Почти весь прошлый год – без шума и помпы - Владивосток был съёмочной площадкой нового полнометражного фильма.

Когда столичный кинорежиссёр Николай Хомерики объявил знакомым, что кино будет снимать во Владивостоке, его посчитали сумасшедшим. Это же уму не постижимо – везти в такую даль тонны оборудования, аппаратуры. Не говоря уже о финансовых затратах на такой проект.

Но разве этим можно было запугать ученика Алексея Германа, участника 59-го Международного Каннского фестиваля, лауреата IV кинофестиваля Pacific Meridian и кинофестиваля «Белая ладья» в Выборге, молодого талантливого режиссёра, влюбившегося во Владивосток с первого взгляда…

Кстати, только приступив к съёмкам, Николай Хомерики получил первый приз, учреждённый городской администрацией, - «За развитие киноиндустрии в городе Владивостоке» на VI кинофестивале Pacific Meridian!

Путь к себе

Фильм Николая Хомерики «Сказка про темноту» - вовсе даже не сказка, а история из реальной жизни одинокой молодой женщины в большом городе, наполненная бесконечными преодолениями, поиском и утверждением своей истины, мечтающей обрести своё счастье и создать наконец собственную семью.

- Каждый свой фильм, независимо от того, кто главный герой или героиня, я снимаю про себя, - говорит Николай. - Сценарий, который лёг в основу фильма, я писал, вкладывая в судьбу героини свои размышления, свои мысли и чувства о том, что болит в душе. И пусть зритель не ждёт светлого финала. Впрочем, не будет и беспросветности. Жизнь не однозначна, и чаще в ней происходят события вроде бы и незначительные. Но каждое из них – осколок большой мозаики, вглядываясь в которую можно увидеть многое.

- За всеми перипетиями судьбы героини мы узнаем свой город в вашем фильме?

- Наша героиня живёт на улице Нейбута, работает в центре, гулять ходит на набережную, «воюет» с браконьерами в Уссурийской тайге – всё узнаваемо!

- Приморские актёры принимали участие в киносъёмках?

- Да, около тридцати молодых актёров приморских театров (театра ТОФ и театра молодёжи. – Прим. ред.). И в кадре, и за кадром нам помогали генеральный директор МКФ Pacific MeridianАлександр Долуда, наш ангел-хранитель - актриса академического театра Лариса Белоброва. Специалисты разных направлений, знающие местную специфику, например, борьбы с браконьерами… Всех перечислить невозможно.

- Николай, что вы имели в виду, давая картине такое название?

- А вот не буду пояснять! - ответил Николай с загадочно-саркастической улыбкой. - Это неправильно — расшифровывать что-либо в картине. Картину надо воспринимать эмоционально, а не логически.

Николай старается снимать фильмы так, чтобы в них осталась какая-то загадка. Пожалуй, в его послужном списке не найти абсолютно понятную всем картину. Сам-то он знает, про что снимает кино, и полагает, что если зрители, как говорится, с ним «одной группы крови», то способны его понять. Другое кино Хомерики снимать попросту неинтересно…

Ещё студентом экономического института Николай, будучи поклонником старого доброго кинематографа, грешил мыслями об актёрской профессии. Затем ему просто захотелось посмотреть мир, и он уехал в Голландию. Там он развлекался просмотром фильмов «продвинутых» режиссёров и ощутил непреодолимое желание самому что-то сделать в кино. Это сегодня Николай понимает, каким он был дилетантом! Ведь только на Высших режиссёрских курсах он узнал, из чего состоит кино, как оно делается. После дипломной работы случайно увидел объявление, что набираются желающие во французскую киношколу, знание языка обязательно.

- Французский я, по счастью, знаю, а поскольку обучение для иностранцев бесплатное (это был грант французского министерства иностранных дел), я радостно подал документы.

В 2001 году Хомерики уехал в Париж. Учился четыре года.

- Французская киношкола дала очень многое, - говорит Николай, - прежде всего - отличная практика, минимум говорильни. Мы сутками снимали: этюды, курсовые работы. И уже тогда я определил для себя цели, которые готов был реализовать в кино: делать то, что говорит внутренний голос. Это очень непросто - находиться в гармонии с самим собой, тем более в кино.

Какая же Алиса без сказки?


Главную роль в «Сказке про темноту» сыграла Алиса Хазанова, дочь известного мастера сатирического жанра, художественного руководителя театра эстрады Геннадия Хазанова.

- Моя героиня принимает жизнь такой, какая она есть. Это данность. И другой не будет, - поделилась Алиса. - Надо просто проживать каждый день, не оглядываясь на чьи-то успехи, достижения. Не опускаться до зависти, раздражения.

С детства Алиса мечтала о балете, и, несмотря на протест родителей, девочка поступила в балетную школу, затем с отличием окончила Московское хореографическое училище и Академию хореографии, где получила ещё и квалификацию хореографа-постановщика. Обладательницу «красного диплома» приняли в Большой театр. Однако помимо классического балета Алиса увлеклась современным танцем и параллельно с работой в театре занималась в студии известного в столице танцора Николая Огрызкова, постигая премудрости модерна. Это увлечение в конце концов привело юную балерину в Нью-Йорк, в школу легендарной Марты Грэм, основоположницы модерна.

Уже через год обучения Алисе предложили работу в Нью-Йорке, но остаться жить в Америке она была не готова. Вернувшись в Москву, Алиса вновь попала на сцену Большого театра, правда, в качестве хореографа.

После серьёзной травмы колена Алиса перестала танцевать. Большой театр пришлось оставить. Алиса вышла замуж, родила дочку. Жизнь наполнилась другими заботами, связанными с частыми служебными командировками мужа. Но её творческая натура всё-таки нашла выход своей энергии – Алиса стала сотрудничать с журналом L’Officiel и делать для него фэшн-съёмки в Париже. Но это увлечение не продлилось долго. Мода оказалась для Алисы временным занятием. Победило актёрское начало.

Именно в Париже Алиса познакомилась с режиссёром Николаем Хомерики, который в то время учился в киношколе La Femis. Они подружились, и Николай пригласил Алису в свою дипломную короткометражную работу «Вдвоём».

Алиса покорила режиссёра потрясающей органикой, умением непринуждённо держаться перед камерой, тонко чувствовать и понимать актёрскую задачу.

Так состоялось сказочное перевоплощение балерины в киноактрису.

- Алиса, «Сказка про темноту» - ваш третий совместный фильм с одним режиссёром. Легко находите общий язык на площадке?

- Николай взрывной, импульсивный режиссёр. Но он не тиран и не деспот. С ним безумно интересно работать.

- Идея премьеры фильма во Владивостоке не обсуждалась?

- Есть такая примета, что нельзя загадывать успешность фильма. Но в том, что он найдёт своего зрителя, в том числе и во Владивостоке, сомнений нет.

Автор: Татьяна БАТОВА