Флейта, клавесин и немного педагогики

19 февраля в салоне «Клио», что в музее имени Арсеньева на Светланской, состоится необычный концерт. Будут звучать только два инструмента – клавесин и флейта. Салонная музыка в старинном стиле – в исполнении двух музыкантов, не так часто радующих публику

13 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2481 от 13 февр. 2009
37328e7dc82a16250deae680e65b7741.jpg

19 февраля в салоне «Клио», что в музее имени Арсеньева на Светланской, состоится необычный концерт. Будут звучать только два инструмента – клавесин и флейта. Салонная музыка в старинном стиле – в исполнении двух музыкантов, не так часто радующих публику сольными концертами, – Натальи Фёдоровой (клавесин) и Виктории Шлома (флейта).

– Мы хотели сделать вечер старинной музыки, – говорит Виктория Шлома, – а салон «Клио» выбран потому, что здесь стоит клавесин. На концерте будут исполняться сонаты старинных композиторов – Генделя, Баха, Вивальди, Франческо Верачини, Георга Телемана.

Атмосфера «Клио» отлично подходит для салонных концертов, это очень уютный зал, звук в нём не летит, но ведь в старину тоже стены обивали гобеленами, в салонах были ковры… Нежный, негромкий клавесин и яркая флейта в «Клио» будут звучать изумительно. Атмосферу будущего концерта мы определим как изящную и тёплую.

– Мы старались, подбирали разнонаправленные произведения, яркие и выразительные, – вступает в разговор Наталья Фёдорова, – но тембральное однообразие может слушателя утомить, поэтому мы приглашаем любителей флейты и старинной салонной музыки, где созвучия очень благостные.

Хотя кроме салонной музыки мы планируем исполнить произведение Альфреда Шнитке для скрипки и фортепиано – сюиту в старинном стиле. Мы считаем, что на флейте она будет звучать не хуже. Это наш сюрприз слушателям.

Наталья и Виктория преподают в музыкальных школах: Наталья – в школе имени Прокофьева, Виктория – в музыкальной школе № 2.

– Придут ли вас послушать ваши ученики?

– Скорее, выпускники, – говорит Наталья. – Вечерний концерт и музыка особая, ведь одно дело, когда в программе один-два номера с солирующей флейтой, не всякий выдержит час игры флейты, а для наших малышей это пока тяжело.

– Будучи преподавателями, вы, вероятно, не так часто играете на публике?

– Большие концерты – да, – улыбается Виктория, – но мы в городе востребованы, меня и моих учеников частенько приглашают выступать на открытии выставок. Да и сольные концерты педагогов в музыкальных школах вовсе не редкость. Когда педагог играет с учеником, это идёт ученику на пользу, у него и звук ярче, и сам он смелее. Мы бы могли и чаще выступать, но тут уже страдает учебный процесс, потому что выступления забирают массу сил и времени…

– А ученики для вас на первом месте?

– Конечно, – говорит Виктория, – нагрузки в школе у меня столько, что я захлёбываюсь, а игра на инструменте – это отдушина и счастье, потому что в отличие от некоторых моих учеников я люблю играть на флейте и хочу это делать.

– Да, – смеётся Наталья Фёдорова, – не раз бывало, что родители буквально заволакивают в класс ученика за шиворот и захлопывают за ним дверь. И вот он красный, зарёванный, не желающий работать… И тут уже моя задача – как с ним работать, как привить эту самую любовь к музыке.

Сегодня, кстати, в музыкальных школах очень много ребят, потому что к родителям наконец-то вернулось понимание важности эстетического развития ребёнка.

– Родители правильно говорят, – подтверждает Виктория Шлома, – что музыка не только для духовной сферы важна, но и для физической, и для умственной. Это ведь мелкая моторика рук, которая крайне важна, это колоссальное развитие мозговой деятельности, это тактильные ощущения! Сегодня в Западной Европе люди массово занимаются музыкой – не для успехов на сцене, а потому, что это полезно для мозга!

Не так давно один психолог даже спросил меня: почему в школах музыкальных не висят портреты руководителей банков, фирм, заводов – людей успешных, которые окончили музыкальную школу, пусть и не став музыкантами? Редко кто выбрасывает инструменты по окончании школы. Сегодня – и это показательно – ребята, окончившие музыкальные школы, имеют дополнительные плюсы при поступлении в вуз. В молодёжных центрах – в ДВГУ, ДВГТУ – множество наших учеников.

– А много ли времени уходит, чтобы привить ребёнку любовь к музыке?

– Бывает, что и совсем не удаётся, – говорит Виктория. – У меня был случай, когда привели ко мне малышку первоклашку. Мы с ней мучились полгода, плакали вдвоём обнявшись. Нет, и всё! В итоге её забрали в хореографическую студию, а ко мне в класс – вы не поверите! – пришёл её старший брат, который очень заинтересовался флейтой! И проявил большой талант! Даже окончив университет по совсем другой специальности, он организовал ансамбль, они пишут музыку, выступают …

Если тяга к музыке есть, её не задушить. Мы не ставим задачу вырастить из всех профессионалов. Но если проявится искра божья, то тормозить развитие таланта никто не будет.

– Лучших результатов удаётся добиться, – говорит Наталья, – когда существует триединство: возможность родителей, желание ребёнка и мудрость педагога.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ