Как не попасть в чудо-пылесос?

Отдел по защите прав потребителей в администрации Владивостока работает около года – за это время сюда обратились шесть с половиной тысяч человек. Примечательно, что люди идут в «защиту прав» не только с традиционными проблемами – приобрели некачественный

6 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2477 от 6 февр. 2009

Отдел по защите прав потребителей в администрации Владивостока работает около года – за это время сюда обратились шесть с половиной тысяч человек.

Примечательно, что люди идут в «защиту прав» не только с традиционными проблемами – приобрели некачественный товар, недовольны оказанной услугой, но и с вопросами, что называется, неподведомственными – уволили с работы, задерживают зарплату… Нуждаться в защите, консультации, поддержке мы, потребители, не перестали. Хотя и стали намного грамотнее в собственных правах.

- Нужно заметить, - говорит Ирина Савченко, начальник отдела по защите прав потребителей управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания администрации Владивостока, - что был период – с 2005 года, когда по 131 закону наш отдел был сокращён. Но администрация Владивостока, прекрасно понимая, сколь важная тема – защита прав потребителя, создала отдел заново. И количество обращений граждан к нам – письменных, телефонных, количество консультаций, которые мы дали, подтверждает правильность решения.

Ирина Владимировна признаёт: потребители (и продавцы) с того времени, которое принято называть «диким рынком», стали более подкованными в области защиты своих прав. Но нарушений в этой области меньше не стало. Да и явление, называемое «потребительским рэкетом», сегодня куда более распространено, чем, скажем, три года назад.

- К нам довольно часто обращаются предприниматели за консультацией, - говорит Ирина Савченко, – особенно те, которые сталкиваются с недобросовестным поведением потребителей. Бывает, что человек действительно на 100 процентов не прав, например, купила женщина платье на выпускной дочери, покрасовалась в нём, а потом решила сдать в магазин – мол, не подошло. На платье следы от дезодоранта, пятна, но женщина ведёт себя агрессивно, жалуется… Мы советуем в таких случаях продавцам не бояться – закон на их стороне.

Вообще бояться не стоит никому – ни продавцам, ни тем более потребителям. Нужно знать положения закона, вести себя соответственно – и тогда всё будет по справедливости.

Но «потребительский рэкет» - хоть и нарастающая, но всё же не основная проблема, с которой сталкиваются специалисты отдела.

- Чаще всего к нам обращаются покупатели, столкнувшиеся с проблемой некачественных мобильных телефонов, - рассказывает Ирина Владимировна. – Мобильный телефон – это технически сложный товар, и по-прежнему весьма проблематично обменять или вернуть деньги. Магазины сразу же направляют покупателей в сервисные центры – якобы для проверки качества, на деле же получается, что телефон забирают для ремонта…

Потребителю следует не поддаваться на уговоры, а сразу же составлять претензию с требованием расторжения договора, а дальше действовать по ситуации.

Также много обращений по качеству обуви, причём по той, которую покупают в дорогих бутиках или торговых центрах. Покупателей мы уже приучили, что необходимо подтверждение факта покупки, чек кассовый или товарный.

А ещё, как рассказали в отделе по защите прав потребителей, в последние месяцы едва ли не каждый день звонят и приходят люди, клюнувшие на удочку продавцов чудо-пылесосов.

Схема работы этих «дилеров-торговых представителей-технических консультантов» предельно проста. Показать все преимущества своего товара они приходят, как правило, вечером, после работы.

И вот сидит гражданин, до того восемь часов плодотворно трудившийся, добравшийся домой по нашим пробкам, и смотрит, как из углов его квартиры чудо-пылесос извлекает тонны грязи – да всё это под несмолкающие песни «дилера», которые, заметим, проходят обучение – в том числе психологическим аспектам продаж. «Показ-презентация» длится не менее двух часов. К финалу уже совершенно замороченный покупатель, как правило, соглашается подписать «чисто символический» договор и заплатить за пылесос «первый взнос», «аванс» - столько, сколько сможет. «А остальное, - поёт, непрерывно улыбаясь, торговый агент, - доплатите в офисе завтра. Или кредитный договор составите. А я вам пока этот образец – пылесос – оставлю, вы им поработайте ещё, убедитесь, какое это чудо…». Дилер уходит, потребитель, ошалело мотая головой, вскоре укладывается спать и только тут понимает, что истинную стоимость пылесоса ему так и не назвали. А назавтра в офисе фирмы узнаёт эту стоимость – 120-150 тысяч рублей. Можно в кредит.

- Более половины потребителей, - говорит Ирина Владимировна, - тут же понимают, что не готовы платить подобные суммы. И прямо говорят об этом. Вот тогда и выясняется, что в договоре, который они подписали, есть пункт не только о невозврате «первого взноса», но даже и о штрафных санкциях! Тогда люди приходят к нам, когда понимают, что в столь дорогостоящей технике они не нуждаются, а своё назад вернуть не могут. Тем более что в офисе им говорят: ну ведь мы же оставили вам образец, вы наверняка им пользовались, это же тоже не бесплатно…

А проблема состоит в том, что этот пылесос на самом деле – профессиональная многофункциональная уборочная техника, относящаяся к технически сложным товарам бытового назначения, и потому расторгнуть договор можно только в случае обнаружения в нём существенных недостатков. Что же касается «задатка», то, как правило, продавцы не дают покупателю ни кассового, ни товарного чека – в лучшем случае расписку… И понуждать хозяйствующего субъекта выплачивать потребителям этот самый задаток специалисты отдела просто не вправе… Когда к нам обращаются граждане, мы даём консультации, помогаем правильно составить претензию. Что можно посоветовать тем, кто ещё не попался на удочку продавцов чудо-пылесоса? Во-первых, сразу – ещё во время предложения провести презентацию – решить для себя, нужен ли вам товар такой стоимости. Если нет – откажитесь от презентации. Во-вторых, если вы согласились на презентацию, но в процессе решили, что с вас достаточно, а торговые агенты упорно не уходят – не проявляйте слабины, вызывайте милицию. Помните: вы у себя дома! В-третьих, если всё же решили приобрести пылесос, не соглашайтесь, чтобы вам оставили «образец» - требуйте товар в заводской упаковке, с чеком, инструкцией, гарантией и так далее.

Потребители – это не какие-то абстрактные люди. Это мы с вами, дорогие читатели. Каждому из нас может потребоваться помощь, квалифицированная консультация. Поэтому запомните адрес и телефон отдела по защите прав потребителей: ул. Семёновская, 3, кабинет 23, тел.: 61-44-84, 61-44-31, с 9 до 13 и с 14 до 18 часов.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ