Татьяна Гольцова: Все дети добрые

Есть люди, которые в свой юбилей оглядываются назад и оценивают прошлое. А вот Татьяна Гольцова, основатель и руководитель социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус надежды», убеждена, что юбилейная дата – не остановка, что смотреть

6 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2477 от 6 февр. 2009
6a9aa85444b4fc1a5e2eecd2e74753c4.jpg


Есть люди, которые в свой юбилей оглядываются назад и оценивают прошлое. А вот Татьяна Гольцова, основатель и руководитель социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус надежды», убеждена, что юбилейная дата – не остановка, что смотреть надо только вперёд.

У неё за плечами 38 лет работы с детьми. Когда-то, получив в ДВГУ диплом филолога, отправилась она в Дальнегорский район: «За туманом и за запахом тайги». В лучшей, по её убеждению, школе набралась опыта, почувствовала, с каким уважением относятся люди к профессии учителя. Правда, лишь в том случае, если педагог настоящий, а не такой, кто приходит на урок лишь очередную тему школьникам рассказать.

Татьяна Павловна имеет за плечами богатый опыт – и учителем была, и директором школы, и заместителем начальника управления образования Владивостока. Но главное детище её жизни, её любовь – «Парус надежды». Именно как руководителя этого детского учреждения знают Гольцову сейчас во Владивостоке, в Приморье, в стране и даже за рубежом. Рассказывает: «Я пришла сюда зимой 94-го. Снег, разрушенные здания, бродячие собаки, бомжи… Первая мысль – вот я попала! Но, как известно, пока глаза боятся, руки делают. Стала хозяйственником. К педагогической работе вернулась, когда стали принимать первых детей. За эти годы через «Парус» их прошло больше 15 тысяч. Поначалу никто не знал, каким должен быть центр, какова должна стать его концепция. Это не лагерь, не школа, а что? Решили, что прежде всего это добрый дом, в котором каждому маленькому человеку с проблемами хорошо, тепло и уютно. Так и живём все эти годы».

Она говорит, что работа держит всех сотрудников центра в тонусе, заставляет оставаться молодыми: «Мы общаемся с детьми, и они возвращают нас в то прекрасное время, когда мы сами были детьми. Когда мы вместе пляшем и поём, кажется, что все собравшиеся одного возраста». Татьяна Павловна убеждена: чем больше отдаёшь подрастающему поколению, тем больше от него получаешь. И совсем не важно - свои это или чужие дети. Главное - уметь их понимать. «Но ведь именно понять очень трудно – другая музыка, другой язык… Недаром существует проблема отцов и детей», - говорю своей собеседнице. Она возражает: «Мы в своё время тоже хотели выделиться, противопоставить себя родителям, самоутвердиться. С детьми не нужно бороться, но и подражать им было бы смешно. Просто нужно понимать, что ребёнок – не твоя собственность лишь потому, что ты его родила. У него своя жизнь, в какой-то момент сына или дочь надо отпустить. Конфликты с детьми возникают лишь у тех родителей, которые ограничены в своих представлениях о семье».

С теми ребятишками, кто не нашёл понимания, и работают сотрудники «Паруса надежды». Их подопечные – безнадзорные, никому не нужные, озлобленные, грубые. «Поначалу им у нас боязно, - говорит Татьяна Павловна, - но дети быстро оттаивают, раскрываются. Всё хорошее, что спрятано где-то глубоко внутри, выплёскивается наружу. Оказывается, все они добрые и талантливые, ими просто никто раньше не занимался. Конечно, проблем много, всё исправить за короткое время невозможно. Но наш центр даёт толчок для того, чтобы ребёнок задумался, понял, что есть другая жизнь. Мы все им в этом помогаем – педагоги, воспитатели, психологи».

Всем сотрудникам центра поначалу было жалко прибывающих ребятишек, многие плакали, задумывались об усыновлении. Но постепенно большинство перешло к более созидательному чувству. «Мы поняли, что можем помочь не одному ребёнку, которого возьмём в семью, а многим, - говорит Татьяна Павловна. – И оказались правы. Нам сейчас многие пишут. Вероника, к примеру, уже студентка, приезжает часто, волонтёров привозит. Она недавно сказала мне важную вещь: «Для меня пребывание в центре стало определяющим в жизни. Я поняла, что нужно карабкаться, нельзя дать себе пропасть». Вот она теперь и карабкается: сама учится отлично, нашим детям помогает. Это лучше сиюминутной жалости».

Но неужели вся жизнь – это только работа и дети? «Для меня важно всё, - отвечает, - и работа, и семья. А также мои друзья, книги, театр, путешествия. Я счастливый человек, потому что просто люблю жизнь».

Автор: Галина Кушнарева Михайловна