На пути к цивилизованной торговле

Вещевой рынок на Второй Речке, именуемый в народе «Берёзка», за два последних года существенно изменился. Даже по воскресеньям теперь здесь тихо и пустынно. Редкие покупатели проходят мимо русских продавцов, которые провожают их взглядами, полными надежды

29 янв. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2472 от 29 янв. 2009
066780b6f5164bb7cfe351d9c31c2f80.jpg

Вещевой рынок на Второй Речке, именуемый в народе «Берёзка», за два последних года существенно изменился. Даже по воскресеньям теперь здесь тихо и пустынно. Редкие покупатели проходят мимо русских продавцов, которые провожают их взглядами, полными надежды и разочарования…

1 апреля 2007 года согласно постановлению правительства иностранные граждане, в нашем случае в первую очередь китайцы и вьетнамцы, ушли с рынков. Очередное постановление правительства, которое вступает в силу сегодня, 29 января, продлевает ряд ограничений на трудовую (в частности торговую) деятельность иностранцев в России. Похоже, китайских базаров образца рубежа тысячелетий, переживавших тогда свой расцвет, в Приморье больше не будет.

~~Справка «В»
Постановление правительства РФ №1099 «Об установлении на 2009 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» вступает в силу 29 января. Иностранным гражданам по-прежнему запрещается торговать в палатках, на рынках и вне магазинов, им запрещена розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво. Вместе с тем запрет не распространяется на работников оптовой торговли, подсобных рабочих, частных предпринимателей.~~

«Челнокам» деваться некуда

Да они, сдаётся, и не нужны. Действительно, те, кто два года назад больше всех возмущался, что в результате реформы мы останемся без дешёвых товаров, наверняка могут заметить, что мы нынче прекрасно обходимся без китайцев. Одежду есть где покупать – в тёплых торговых центрах, цены в которых на любой кошелёк. Стройматериалы, обои, гардины тоже как-то плавно переместились под крышу специализированных торговых центров. А на открытый рынок все в основном забегают за носками, прищепками, незамысловатыми кухонными принадлежностями и прочей мелочёвкой.

Хотя и одежду там тоже ведь кто-то покупает. Для них работают теперь русские женщины, пришедшие взамен выгнанных китайцев.

– У нас иностранцев осталось человека четыре, – рассказали в администрации рынка «Берёзка». – Трое из них уже граждане России, один вьетнамец – директор своего ООО. С ним по договору работают русские. Два года назад нам пришлось убрать половину контейнеров, потому что прежнее количество торговых мест уже не было востребовано. А столько русских продавцов мы бы ни за что не набрали.

Женщины, торгующие на «Берёзке», ещё лет 15 назад подались в челночный бизнес, да так тут и остались. После многочисленных запретов и перманентного ужесточения борьбы с «челноками» на российско-китайской границе сейчас им деваться особо некуда. Они переходят с одного рынка на другой, уходят продавцами к более «продвинутым» ЧП. Новых лиц практически нет.

В 2010 году абсолютно все открытые рынки должны переместиться в капитальные строения. Наверное, под крышу – в изначальном смысле этого слова – русские пойдут с гораздо большим удовольствием.

А куда податься гастарбайтеру?

Если в преддверии вступления в силу первоапрельского запрета 2007 года начальники вещевых рынков по всему Приморью хватались за головы (как же без китайцев?), то сегодня законопослушно в последних не нуждаются. И работают над строительством или усовершенствованием тёплых и удобных помещений на местах рынков. Понятно ведь, что в них покупателей будет больше.

– Практически все китайцы и вьетнамцы спокойно переместились в торговые центры, в тот же «Китай-город» на Снеговой, на крытые рынки, – говорит заместитель начальника отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю Игорь ИГНАТЬЕВ. – На рынках они могут находиться, имея на руках коммерческие визы, якобы изучая спрос, – это позволяет законодательство. Но таких немного. И нас волнует другая проблема – те, кто выставляет свои товары возле рынков, на территориях, которые рынкам официально не принадлежат. Такие торговцы, как правило, не имеют даже документов, удостоверяющих личность, не то что разрешений на работу. А задержать и доставить в дежурную часть УВД мы их можем только на три часа. Потому что для того, чтобы задерживать на 48 часов для выяснения обстоятельств, необходимо спецучреждение для содержания иностранных граждан, которого во Владивостоке, к сожалению, нет. И, по сути, сейчас иностранные граждане беспрепятственно могут находиться на территории России даже без документов.

В общем, соответствующим структурам осталось бороться лишь с уличной торговлей, которая в нынешнем виде совсем не красит город. Но она в нашей стране, наверное, вообще неискоренима.

– А на рынках уже законодательство не нарушают, – отмечает также и начальник межрайонного отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства УВД по городу Владивостоку Вячеслав БОРИСОВ. – Многие из вьетнамцев, торгующих там, сегодня имеют российское гражданство. Жители ближнего или дальнего зарубежья очень хорошо понимают: если они попадутся хоть один раз, больше их сюда не пустят. За весь прошлый год единицы иностранцев нарушили запрет на рыночную торговлю. Тут, скорее, назревает другая проблема: стройки в связи с кризисом закрываются одна за другой – и все иностранные строители пойдут неизвестно куда. Дома-то им делать нечего…

Автор: Вера Конюхова Александровна