Лучше плохо ехать, чем хорошо идти

Права русская пословица, но ежегодно в конце декабря - начале января выясняется, что железнодорожники и краевые власти только пытаются прийти к компромиссу. Поэтому отмену электричек приморцы уже успели окрестить как «новогодний подарок». Железнодорожники

16 янв. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2465 от 16 янв. 2009

Права русская пословица, но ежегодно в конце декабря - начале января выясняется, что железнодорожники и краевые власти только пытаются прийти к компромиссу. Поэтому отмену электричек приморцы уже успели окрестить как «новогодний подарок».

Железнодорожники становятся на безубыточные рельсы. Но основным тормозом на их пути стали полупорожние прогоны на социально значимых маршрутах, зайцы и льготники. Поэтому на пресс-конференции в управлении Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги заместитель начальника дороги по пассажирским перевозкам Сергей Фомичёв отметил, что всего 50 процентов пассажиров к уровню прошлого года оплачивают проезд.

- По итогам работы за минувший год пассажирский комплекс сработал со снижением, - подвёл итог Сергей Александрович. - Пассажирооборот составил всего 83,7 процента от предыдущего показателя. На то имеются объективные причины. Но убытки пригородного комплекса (те самые социально значимые перевозки) за 12 месяцев составили по региону в целом, по оперативным данным, 807 млн рублей, из них по Приморскому краю – 551,8 млн рублей.

В 2008 году руководители ОАО «РЖД» встречались с полномочным представителем президента РФ в ДВФО Олегом Сафоновым и губернаторами краёв и областей, входящих в регион, и выработали план совместных действий по вопросам снижения убытков пригородных перевозок. Его результатом стало подписание соглашения о компенсации выпадающих доходов от установленных тарифов, а второй этап - заключение договоров, которые, собственно, и определяют эти самые объёмы перевозок по социальному заказу.

В Приморье сумма выпадающих доходов на 2009 год - 106 млн рублей. В прошлом году железнодорожники обратились с предложением о включении их отдельной строкой в бюджет края. Программу направили в департамент транспорта Приморского края для принятия решения.

- На сегодняшний день окончательной договорённости пока не достигнуто, - отметил Сергей Фомичёв.

Поэтому в свете сокращения убыточности и антикризисных мероприятий были приняты решения об оптимизации и снижении объёмов перевозок в пригородном направлении. Руководство дороги подписало приказ о выведении с 11 января из графика ряда поездов, но 13 января часть маршрутов восстановлена, а вчера к ним прибавились ещё три.

Сегодня компания «Экспресс Приморья» проводит мониторинг каждого рейса. В этих исследованиях будут принимать участие и специалисты департамента транспорта администрации края. До этого учёт производился только по количеству проданных билетов в кассах. По статистике, продавалось только 20 процентов, а в электропоездах - не протолкнуться.

Сегодня организована работа перронного контроля, который призван не допустить безбилетный проезд. В вагонах будут работать разъездные контролёры-кассиры, которые в январе получили специальные аппараты, позволяющие быстрее рассчитываться с пассажирами за проезд и одновременно производить их учёт.

В 2011 году ДВжд планирует выйти на безубыточный уровень. А пока приходится применять непопулярные меры. Во втором квартале тариф проезда в электропоездах будет увеличен на 15 процентов.

Такая ситуация сложилась не только в Приморье, но и в других краях и областях Дальневосточного региона. Администрация Амурской области не смогла обеспечить заявленные 15 млн рублей и выделила только 10. В Еврейской автономной области не предусмотрели средств на погашение 20 млн рублей, но там нашли другие возможности, и только хабаровчане нашли 32 млн рублей.

- В Приморском крае часть вопросов уже решена, - рассказал Сергей Фомичёв. - Если социально значимые перевозки необходимы, то надо находить совместные пути решения: или бюджетное финансирование, или совместные планы по приобретению моторвагонного подвижного состава, или помощь в строительстве вокзальных комплексов. Все предложения по изменению графика движения пригородных поездов с учётом оптимизации и снижения убыточности пригородных перевозок будут представлены руководству ДВжд и администрации Приморского края для подписания совместного договора. Это основные задачи, которые сейчас стоят, и мы надеемся, что в течение января их удастся разрешить.