Свой бизнес: почему бы и нет?

С одной стороны, увольнение в связи с кризисом или оптимизацией производства – огромный стресс и конец жизни. С другой (для кого-то) – избавление от работы в рамках системы, наверняка уже опостылевшей и не приносящей должной радости. Можно устроиться в др

15 янв. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2464 от 15 янв. 2009
35c7624ebe11e50e2693d1621fe432d0.jpg

С одной стороны, увольнение в связи с кризисом или оптимизацией производства – огромный стресс и конец жизни. С другой (для кого-то) – избавление от работы в рамках системы, наверняка уже опостылевшей и не приносящей должной радости. Можно устроиться в другую, такую же, по сути, систему! А можно – стать хозяином самому себе, открыть своё дело, пополнив ряды бизнесменов средней руки, на которых зиждется благополучие развитых стран и о большом числе которых мечтают правители нашей страны. Так ли сложно сегодня стать предпринимателем?

Решать за себя и других

Согласно данным общемировой статистики лишь 10-15 процентов населения реально может открыть своё дело. У всех остальных, если б даже и захотели, ничего бы не вышло. Хотя... Человек зачастую сам не знает, на что способен.

– С точки зрения психологии, для успешного продвижения своего бизнеса необходимы определённый уровень развития, определённые качества поведения, – говорит кандидат психологических наук профессор кафедры философии и психологии ВГУЭС Евгений МОГИЛЁВКИН. – Они есть, к сожалению, далеко не у всех. Но их можно развить.

Итак, нужны-то всего системность мышления, динамичность, гибкость, умение быстро принимать решения, умение работать в проекте, вера в себя и свои силы, способность выстроить чёткий план по достижению цели, ответственность, способность понимать окружающих людей. И главное, пожалуй, – необходимо желание творить, из ничего создавать нечто своё. Если уровень развития этих качеств хотя бы выше среднего, уже можно говорить о готовности к открытию бизнеса. И до этого уровня вполне можно подтянуться, опираясь на свои стремления.

Развить можно в том числе и лидерские качества.

– Деление людей на начальников и подчинённых, как и любая классификация, условно, – говорит Евгений Могилёвкин. – Можно говорить о степени выраженности лидерских качеств. Есть люди, которым комфортнее, когда решения за них принимает кто-то другой. Но раз уж вы намерены взять всё в свои руки, необходимо поработать над умением принимать решения за других.

Бизнесмены всегда ставят себе планку чуть выше реально возможного. Но при этом на этапе планирования бизнеса необходимо продумать программу действий на случай неудачи. Ведь самый страшный эффект – эффект внезапности.

– Любая неудача требует анализа, – говорит Евгений Могилёвкин. – Надо осмыслить, всё ли ты сделал правильно. И если поймёшь, что бизнес – не твоя стезя, не хватит для этого ресурсов и энергетики, тогда для того, чтобы сохранить себя в целости и сохранности, нужно умерить амбиции. Однако, если тебе претят система, иерархия, инструкции, твой путь – предпринимательство. Хоть он и тернист, но это лучше, чем заниматься рутинной работой, не приносящей радости, убивая свою энергию и свой талант.

~~Справка «В»
В развитых странах доля малого и среднего бизнеса – 60 процентов. В Приморье – 20 процентов. Выше только в Москве, где больше плотность населения, больше видов деятельности и другая финансовая структура.~~

На кредиты не рассчитывать

Председатель Общественного совета предпринимателей Приморья Марина ШЕМИЛИНА тоже призывает не драматизировать сегодняшнюю ситуацию. Совсем не обязательно, что в кризис все предприниматели разоряются. Бывает и наоборот. Ведь именно во время кризиса могут появляться абсолютно новые виды деятельности, возникнуть незаполненные ниши. Достаточно вспомнить, насколько вырос объём выпускаемой продукции отечественного производства после 1998 года, как стало развиваться пищевое производство.

– Поэтому нельзя рассматривать кризис как тормоз для развития нового бизнеса, – говорит Марина Анатольевна. – Самое главное – нужно хорошо изучить тот сегмент, где собираешься действовать. Сегодня, конечно, трудно будет втиснуться в торговлю. Потому что действительно рынок достаточно плотный. Но у нас есть много видов деятельности, так называемые муниципальные рынки, на которые предприниматель идёт с трудом. Из-за неразвитой нормативной базы или по другим причинам. Например, дошкольное образование. У нас вообще очень низка доля частного предпринимательства в сфере образования. То же можно сказать и о сфере ЖКХ.

Сфера торговли уже много лет занимает примерно 40 процентов всей структуры малого и среднего бизнеса. Всё объясняется быстрой оборачиваемостью финансов. В торговле всегда в наличии есть деньги.

– Но я бы сейчас не относила торговлю к высокоприбыльному бизнесу, – говорит Шемилина. – Если сравнивать с прошлыми годами, прибыльность торговли значительно уменьшилась. Сейчас очень велики предпринимательские издержки, особенно в розничной торговле. Однако привлекает в торговлю то, что здесь как раз можно быстро начать зарабатывать. С помощью чутья, умения продавать.

Хотя Марина Шемилина сомневается, что сейчас можно подняться на одной только предпринимательской хватке. Времена изменились. Лет 15 назад можно было действовать как заблагорассудится. Сегодня никуда без профильных знаний.

К слову, сегодня у каждой отрасли, как правило, есть своя ассоциация, куда начинающий предприниматель может прийти за советом. Состоявшиеся бизнесмены в добром слове не откажут – это точно. Можно также посетить семинары и бизнес-тренинги, почитать литературу, которой завалены книжные прилавки. Остаётся лишь один вопрос – привлечение финансов. С этим уже сложнее.

– Сегодня в связи с кризисом взять кредит только что открывшемуся предпринимателю на 99 процентов невозможно, – говорит Марина Шемилина. – Хотя ситуация с доступом к финансам именно для новых предпринимателей всегда была сложной. Банки никогда не доверяли начинающим бизнесменам без залога и кредитной истории. Есть, конечно, другой выход– взять кредит как физическому лицу. Но нужно ведь предоставить справку с места работы, которого явно уже нет. Потому, чтобы открыть бизнес, надо рассчитывать либо на собственные накопленные деньги, либо взять в долгу родственников или друзей.

Хорошие законы исполняются плохо

Если где-нибудь в США предпринимательские способности передаются по наследству, у нас в ходу другая политика: не высовывайся. И только в последние годы укрепилась идея индивидуального успеха. И она вполне подкрепляется соответствующей нормативной базой.

Марина Шемилина оптимистично начинает перечислять законы, облегчающие предпринимателям существование, принятые за последнее время. Это 134-ФЗ «О защите прав юридическихлиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля», согласно которому контролирующие органы не имеют права планово проверять только открывшиеся предприятия в течение трёх первых лет. Это федеральный и краевой законы о преимущественном праве выкупа арендованных помещений. Вышли поправки к Налоговому кодексу, снижающие налог на прибыль с 24 до 20 процентов. Также с Нового года предприниматели, работающие по упрощённой системе, будут сдавать налоговую декларацию один раз в год против прежнего раза в квартал. В этом году впервые в Приморье принята программа развития предпринимательства, включающая в себя в том числе субсидирование части кредитных ставок. В декабре принят законопроект, предусматривающий уведомительный характер начала предпринимательской деятельности, внеплановые проверки только с санкции прокурора субъекта федерации и ограничения по проверкам милицией.

Однако на этом «хорошее» заканчивается. Марина Анатольевна не может не указать на самую главную нашу беду, не связанную ни с какими кризисами, – правоприменение. До проверяющих органов, до чиновников не доходят слова президента и премьера: хватит «кошмарить» бизнес.

– Не обо всех контролирующих органах можно так сказать, – говорит Шемилина. – Но очень остро стоит вопрос с проверками налоговой инспекции. Налоговая проверяет не законодательство о налогах и сборах, а, как ни странно, соблюдение температурного режима при реализации алкогольной продукции и наличие ценников. Это наилюбимейшие поводы для проверок нашей налоговой инспекции. Штраф за отсутствие ценника и несоблюдение температурного режима – 30 тысяч рублей. К сожалению, по закону это входит в компетенцию налоговой службы. И сейчас мы активно работаем над предложениями по внесению изменений в законодательство. Чтобы налоговая инспекция занималась сбором налогов, а не проверяла температуру.

По мнению Шемилиной, контролирующие органы также мало внимания уделяют незаконным предпринимателям. Вот приходят они штрафовать добросовестных за отсутствие ценника, уследить за которым в магазине самообслуживания очень сложно. А рядом – торговая точка, где торгуют алкогольной продукцией вообще без лицензии.

– Есть много добропорядочных чиновников, – говорит Марина Анатольевна. – Но не все ещё научились воспринимать предпринимателя как налогоплательщика. Конечно, в России мог бы реализоваться посыл президента довести уровень малого и среднего бизнеса до 60-70 процентов к 2020 году. Если бы слова президента доходили до всех, принимались бы однозначные федеральные законы, в которых не было бы места коррупционным моментам и которые бы правильно исполнялись. Да и вообще, малый бизнес не надо поддерживать, ему не надо мешать. Предприниматели до сих пор занимаются какой-то ненужной борьбой за своё выживание. А должны заниматься развитием своего бизнеса.

В общем, стать предпринимателем несложно. С Нового года, несмотря на кризис, может, даже проще. А вот быть им – намного сложнее. Не страшно? Тогда проблема развития малого бизнеса может стать и вашей проблемой...

Автор: Вера Конюхова Александровна