Концерт для саксофона с семейством

Заслуженный артист России Александр ЗАПОРОЖЕЦ исполняет на саксофоне мелодию из «Шербургских зонтиков» - и ему заворожённо внимают сын, дочь… и ещё один сын. Появившийся в жизни семейства Сарафановых внезапно – как чёртик из табакерки…

24 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2460 от 24 дек. 2008
a39394b02d101cc25bcdb7047bb76aec.jpg


Заслуженный артист России Александр ЗАПОРОЖЕЦ исполняет на саксофоне мелодию из «Шербургских зонтиков» - и ему заворожённо внимают сын, дочь… и ещё один сын. Появившийся в жизни семейства Сарафановых внезапно – как чёртик из табакерки…

Саксофон вместо флейты – это, пожалуй, единственная самая заметная правка, которую внёс режиссёр Ювеналий КАЛАНТАРОВ в свою версию пьесы Александра ВАМПИЛОВА «Старший сын», премьера которой состоялась в выходные в академическом театре имени Горького.

- Мы позволили себе минимальные изменения в тексте, не влияющие на сюжет, - сказал режиссёр. – Скорее, это просто шутки, лёгкое ребячество… Мы делали спектакль об уникальном, особенно в наше время, человеке, реликте… Думаю, что сегодня «Старший сын», всё, что в пьесе происходит, о чём там говорится, заключённая в тексте мораль актуальны как никогда. Человечность, доброта, любовь и уважение к людям, которые оказались, как может сначала показаться, на обочине жизни, а на самом деле составляют её суть, - это ли сегодня не важно, не понятно любому зрителю? И чем меньше таких людей, как Андрей Сарафанов, тем пьеса актуальнее…

Ювеналий Калантаров впервые работает в театре имени Горького. Актёрский состав он подбирал, ориентируясь на мнение главного режиссёра театра Ефима ЗВЕНЯЦКОГО, – и надо сказать, что нет ни одного промаха! Каждый из занятых в спектакле господ актёров, пусть это даже небольшой эпизод, играет точно и тонко.

Александр Запорожец (Андрей Сарафанов) – трогателен, беззащитен и в то же время воплощает собой силу доброты. Его герой не вызывает насмешливой жалости, он достоин уважения и восхищения. Андрей СОЛОМОНОВ (Володя Бусыгин – тот самый «сын-чёртик») на глазах зрителей переживает то, что без преувеличения можно назвать нравственным кризисом, находя ответ на свой же вопрос: существует ли сегодня человечность? Хороши Валентин ЗАПОРОЖЕЦ и Евгения БОГИНСКАЯ (Вася и Нина Сарафановы), Александр БЕЛОКОНЬ (Сива), Ирина КУЛЕШОВА (Наташа).

- Я уверен, что зрители постарше будут сравнивать наш спектакль с известным фильмом, в котором Сарафанова сыграл Евгений ЛЕОНОВ, - говорит режиссёр. – Мы к этому готовы. Я уверен, что наш спектакль получился лучше. В фильме, как мне кажется, сделана ошибка, роль Сарафанова должен был играть СМОКТУНОВСКИЙ. Евгений Леонов сыграл замечательно, он мягок, комиковат, но персонаж его не показал своего размаха, величия… Мы переакцентировали немного пьесу и ставили спектакль не столько о Бусыгине, сколько о Сарафанове – ведь это наши корни, наши отцы… И очень надеюсь, что после спектакля сегодняшние молодые люди вспомнят о своих родителях…

Отдельно следует сказать о потрясающей сценографии Татьяны СПАСОЛОМСКОЙ, которая добавила «Старшему сыну» немало прелести. Это и шторы-паруса, и дерево с колокольчиками, и табличка «улица А. Вампилова» - всё, что вместе с господами актёрами играет свою роль, рассказывая историю о том, как однажды в дом чудака с великой душой постучался циничный мальчишка – и что из этого вышло…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ