Наталья Зубова:Главное для нас – защитить экономические интересы каждого из жителей города
Заместитель главы Владивостока Наталья ЗУБОВА курирует в городской администрации пять управлений: финансов, экономики, муниципального заказа, привлечения инвестиций, а также торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того, в сферу отве
Заместитель главы Владивостока Наталья ЗУБОВА курирует в городской администрации пять управлений: финансов, экономики, муниципального заказа, привлечения инвестиций, а также торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Кроме того, в сферу ответственности Натальи Валерьевны входит отдел по тарифному регулированию. Подводя итоги первого полугодия работы вверенных ей подразделений администрации, Наталья Валерьевна приводит множество цифр, характеризующих динамику развития экономики города, абсолютные показатели объёмов производства товаров и услуг, выполнения социальных программ. Это, наверное, не самое захватывающее чтение, но такова уж природа экономического направления, за которое Наталья Зубова отвечает в администрации Игоря Пушкарёва.
- Открытость бюджетной политики является одним из программных принципов действующей администрации города. Нам нечего скрывать от населения города, поэтому всю информацию, получаемую от курируемых управлений, я готова представить вниманию жителей Владивостока. В русле этой политики открытости были дважды проведены публичные слушания – по отчёту о выполнении городского бюджета и по проекту бюджета на 2009 год. Бюджетный проект, разработанный нами, уже прошёл два чтения в Думе Владивостокского городского округа, и мы надеемся, что он будет принят депутатами в третьем чтении на сессии думы 17 декабря. Таким образом, город войдёт в новый финансовый год с бюджетом, который с полным основанием можно считать социально направленным и полностью сбалансированным: выполнение всех полномочий местного самоуправления обеспечено в минимальном объёме источниками финансирования, прежде всего выплата заработной платы работникам бюджетной сферы.
- Этого нельзя сказать, насколько я знаю, о бюджете города текущего года, оставленном вам предшествующей администрацией…
- Действительно, расходы на зарплату некоторым муниципальным бюджетным учреждениям были предусмотрены в текущем бюджете только до сентября, и это стало одной из наших главных забот в прошедшие полгода работы. Изыскивали средства за счёт сокращения расходов и привлечения дополнительных доходов, трижды проводили корректировку бюджета 2008 года, но все выплаты были произведены в срок. Общая сумма этих дополнительных расходов достигает около 120 млн рублей, последние 20 млн рублей должны быть проведены четвёртой корректировкой бюджета на сессии Думы г. Владивостока 17 декабря. В результате этой корректировки все работники бюджетной сферы города получат заработную плату за декабрь до конца декабря, а не в январе, как это было в прошлом году, когда вместо полной зарплаты бюджетники получили только аванс. Кроме того, не было предусмотрено финансирование субсидий на проезд льготных категорий населения общественным транспортом, включая морские перевозки. Общая сумма дополнительно предусмотренных в бюджете субсидий перевозчикам составила 63 млн рублей. Ещё 71,5 млн рублей, не предусмотренных в текущем бюджете, были привлечены на закупку снегоуборочной техники.
- И это при том, что администрация погашала немалые долги, оставленные предшественниками?
- На 1 июля кредиторская задолженность бюджетных учреждений города Владивостока составляла 287 млн рублей, из которых нам удалось погасить уже 131 млн. Другой частью «наследства» предшественников стал ряд муниципальных целевых программ, которые мы полностью сохранили и даже увеличили их количество. В частности, в этом году мы вошли в ипотечное кредитование молодых семей, администрация частично погашает проценты по ипотеке. В данный момент проходит согласование разработанной нами новой муниципальной программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Владивостоке» на 2009-2013 годы.
~~Справка «В»
Доля Владивостока в экономике Приморского края значительно превышает процентный показатель численности населения. В краевом центре проживает 30,4 процента населения края, при этом доля доходов бюджета города без межбюджетных трансфертов в общих доходах муниципальных образований края составляет 77,5 процента. Доля выполненного объёма работ в строительстве составляет 45,7 процента, инвестиций в основной капитал – 40,6 процента, оборота розничной торговли – 53,5 процента, оборота общественного питания – 50,6 процента, объёма платных услуг – 55 процентов. По отгруженным товарам собственного производства и выполненным работам своими силами по крупным и средним организациям доля Владивостока в экономике края составляет 39 процентов.~~
На социальные программы, на выполнение в полном объёме всех полномочий местного самоуправления нужны финансовые средства, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности администрации города является работа по увеличению доходов бюджета. Все эти полгода напряжённо работала межведомственная комиссия по налоговой и социальной политике при главе города Владивостока, межведомственная комиссия по мобилизации доходов, которые занимались мобилизацией дополнительных доходов. На заседания комиссий вызывали неплательщиков налогов в бюджеты всех уровней. В итоге сумма погашенной задолженности составила 18,5 млн рублей, в том числе в местный бюджет – 8,4 млн рублей. Работали с предпринимателями, средняя заработная плата на предприятиях которых меньше, чем средняя по городу, то есть 19 тысяч рублей в месяц. Только по этим 64 предприятиям рост отчислений по налогу на доходы физических лиц в итоге благодаря повышению и легализации заработной платы составил 14 млн рублей.
А в целом в результате работы по мобилизации доходов, по привлечению средств из бюджетов всех уровней в городской бюджет в течение последних шести месяцев были внесены изменения на общую сумму 1008,8 млн рублей, в том числе по собственным налоговым и неналоговым доходам - на 252,2 млн рублей.
- На что потрачены эти дополнительные доходы?
- Помимо зарплаты бюджетников, транспортных субсидий и закупки снегоуборочной техники дополнительно привлечённые 421 млн рублей из средств краевого бюджета предусмотрены на развитие дорожной сети Владивостока. Муниципальные учреждения образования дополнительно получили 30,5 млн рублей, муниципальное учреждение «Владивостокская городская служба спасения» - 3,2 млн. Управлению культуры перечислено дополнительно 7,7 млн рублей, управлению по исполнению программ по поддержке населения – 18,5 млн рублей, в том числе 7,6 млн рублей - по муниципальной целевой программе (МЦП) «Поддержка семей с несовершеннолетними детьми», 3 млн - по МЦП «Старшее поколение», 7,9 млн - на прочие мероприятия в области социальной политики.
- Сейчас много говорят о необходимости развития малого и среднего бизнеса, который способен вытянуть экономику из финансового кризиса…
- Мы не только говорим, но и делаем, руководствуясь федеральными законами, регулирующими развитие малого и среднего предпринимательства. Администрацией разрабатывается проект новой муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Владивостоке на 2009-2012 годы». Создана соответствующая рабочая группа, а также постановлением главы создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Кроме того, недавно создана временная совместная комиссия по работе с индивидуальными обращениями субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросу реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. В этом направлении с учётом интересов арендаторов была проведена корректировка программы приватизации муниципального имущества на 2008 год.
- В этом году Владивостоку удалось практически в последний момент войти в федеральную программу по реформированию ЖКХ, чтобы получить федеральное финансирование на ремонт жилого фонда города. В чём особенности этой программы?
- Действительно, нами была проведена большая работа, и Владивосток в числе немногих городов края подготовил необходимые документы, позволяющие рассчитывать на привлечение 113 млн рублей из федерального Фонда реформирования ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов в нашем городе. Особенность этой программы – софинансирование, помимо федеральных средств мы получаем почти 17 млн рублей из краевого бюджета, вкладывая 26 млн рублей из муниципального бюджета. И всего лишь 5 процентов общей суммы расходов на капремонт должны вложить сами собственники жилого фонда.
А в целом в рамках одной публикации всю полезную деятельность курируемых мной управлений раскрыть невозможно. Главное, что мы работаем ради выполнения приоритетной задачи политики администрации города Владивостока – повышения уровня жизни его жителей.
~~Экспертиза: Правильный бюджет
Позавчера Дума Владивостока утвердила бюджет столицы Приморья на 2009 год в третьем окончательном чтении. Впервые за последние несколько лет проект бюджета, экспертное заключение по которому давали видные учёные-экономисты, был оценён как грамотный, сбалансированный и социально направленный.
Так, директор Дальневосточного центра экономического развития ДВГУ кандидат математических наук Александр Абрамов отметил, что бюджет учитывает существующие потребности и возможности города в рамках как специальных проектов, так и реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Экономисты отмечают, что бюджет учёл развитие всех отраслей и направлений деятельности города – демографическую ситуацию, промышленный комплекс и рыболовство, транспорт и связь, развитие рынка товаров и услуг, внешнеэкономическую деятельность, развитие малого и среднего предпринимательства, инвестиции в основной капитал, рынок труда, развитие отраслей социальной сферы, охрану окружающей среды, туризм и другие.
Абрамов считает, что разработчики бюджета определили основные условия развития городской экономики. Отдельно описана предпринимательская среда (малое предпринимательство), которое насчитывает десятки тысяч активных экономических агентов. Детально определены инвестиции в основной капитал, а также объёмы инвестиций, направляемых на реализацию федеральных целевых программ за счёт всех источников финансирования.
Практическое назначение бюджета, по мнению Абрамова, состоит в том, что он обеспечивает выполнение минимальных текущих полномочий, нацелен в дальнейшем на переход к среднесрочному финансовому планированию (на 3-летний финансовый план) и поддерживает рост основных показателей социально–экономического развития Владивостока от 1 до 10 процентов по различным секторам.
Отдел социально-экономических проблем «В» ~~
Автор: Александр Карташов Анисимович