Китай: пришло время строить авианосцы
Западные СМИ сообщили о проведении Китаем подготовительных работ к постройке первого авианосца. В частности, канадская «Канва дифенс», в распоряжение которой попало несколько спутниковых снимков побережья КНР, сообщает о том, что наиболее вероятным местом
Западные СМИ сообщили о проведении Китаем подготовительных работ к постройке первого авианосца. В частности, канадская «Канва дифенс», в распоряжение которой попало несколько спутниковых снимков побережья КНР, сообщает о том, что наиболее вероятным местом постройки авианосца является верфь «Вэйгаокиао» (Waigaoqiao) в Шанхае.
Верфь «Вэйгаокиао» имеет два больших дока и два 600-тонных подъёмных крана, которые позволяют строить одновременно два 150000-тонных нефтяных танкера. Кроме того, предприятие «Вэйгаокиао» имеет три причала длиной не менее 600 м, пригодных для постройки авианосца.
По мнению «Канва дифенс», Китай намерен ускорить реализацию программы и начать постройку первого авианосца в 2009 году.
В ноябре гонконгская «Саут Чайна Монинг Пост» процитировала заявление одного из представителей ВМС КНР, который сообщил, что Китай уже начал постройку авианосца в текущем году на верфи в Шанхае. Однако это сообщение было опровергнуто другим китайским военным источником в интервью изданию «Хуанкиу Шибао».
В интервью британской «Файнэншл таймс» директор управления международного сотрудничества МО КНР генерал-майор Киан Лихуа уклонился от ответа на вопрос, ведёт ли Китай в настоящее время постройку авианосца, сообщив однако, что мир не должен быть удивлён, если его страна построит собственный авианосец.
Проект национального авианосца Китай разрабатывает уже более 20 лет. С целью изучения опыта постройки Китай осуществил закупку нескольких авианосцев, выведенных из состава ВМС различных стран. Первым купленным КНР судном данного типа стал австралийский авианосец «Мельбурн», приобретённый в 1994 году за 1,4 миллиона долларов в качестве металлолома. После распада СССР Китай приобрёл несколько тяжёлых авианесущих крейсеров, включая «Варяг», «Минск» и «Новороссийск».
В настоящее время с использованием авианесущего крейсера «Варяг» (проекта 1143.6 «Адмирал Кузнецов»), который в 1998 году был куплен в недостроенном состоянии на верфи в Николаеве за 20 миллионов долларов с заявленной целью переоборудования его в плавучее казино, проводится обучение китайских пилотов.
По имеющейся информации, ВМС НОАК близки к заключению контракта с авиастроительным заводом в Комсомольске-на-Амуре на приобретение 14 самолётов палубной авиации «Су-33» для национального авианосца. Палубные истребители должны быть переданы КНР в самый короткий срок, сообщает агентство АРМС-ТАСС.
Параллельно с реализацией программы постройки национального авианосца ведутся работы по созданию собственного палубного истребителя. По данным западных СМИ, в 2006 году Китай приобрёл четыре комплекта хвостовых гаков для палубных истребителей «Су-33», как было заявлено, «в экспериментальных целях». Кроме того, был импортирован комплект оборудования для взлёта и посадки, включая четыре набора подпалубных аэрофинишёров, блокирующих сетей и другого оборудования. В тот же период Китай закупил на Украине испытательный самолет «T-10K» – один из опытных экземпляров палубного «Су-27». Цель закупки состояла, по всей видимости, в том, чтобы изучить конструкцию складывающегося крыла, усиленного шасси и тормозного гака.
По данным Пентагона, в последние годы Китай увеличил состав своих ВМС до 860 кораблей, включая 60 подводных лодок. С 2000 года КНР построила не менее 60 боевых кораблей.
Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»