Собственники жилья – не просители, а заказчики услуг

Управляющие компании никогда не научатся хорошо работать, если мы будем и впредь мириться с их безответственным отношением к делу. Большинство из них привыкло, что жильцы ни во что не вмешиваются, отдают им на откуп расходование платежей по тарифам за сод

16 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2455 от 16 дек. 2008

Управляющие компании никогда не научатся хорошо работать, если мы будем и впредь мириться с их безответственным отношением к делу. Большинство из них привыкло, что жильцы ни во что не вмешиваются, отдают им на откуп расходование платежей по тарифам за содержание и ремонт жилья. На все претензии отговорка обычно одна: «Денег ни на что не хватает». А куда конкретно они идут? И туда ли, куда надо, в первую очередь направляются?

Собственникам жилья нужно вникнуть в этот важный вопрос. Вы – не просители, а заказчики услуг и попытайтесь исходя из этого выстроить взаимоотношения с управляющей компанией.

Если ничего не меняется и качество содержания и обслуживания дома по-прежнему не устраивает, то какой смысл держаться за таких управленцев? Вы вправе разорвать договор с этой управляющей компанией и заключить его с той, которая будет работать лучше. Или, может быть, вы решитесь изменить саму форму управления и создать в доме ТСЖ.

Как можно отказаться от услуг управляющей компании? Эта процедура оговаривается в гражданском и жилищном законодательстве.

Комментарий специалиста

Александр СМЫШЛЯЕВ, координатор совета Тихоокеанской коалиции по содействию реализации реформы местного самоуправления и реформы ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе:
- Очень важный документ – договор управления многоквартирным домом, который заключается при выборе управляющей организации общим собранием собственников на условиях, указанных в решении этого собрания. В нём указываются не только перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, порядок изменения такого перечня, порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилья, но и порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией её обязательств, а также порядок досрочного расторжения договора.

Заключается договор не менее чем на год и не более чем на пять лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления по окончании срока его действия он считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены изначально.

Расторжение или изменение договора осуществляется в предусмотренном гражданским и жилищным законодательством порядке. В него вносится глава, определяющая порядок досрочного разрыва отношений. В том числе - срок, за какой до предполагаемой даты расторжения в письменном виде предупреждается управляющая компания (обычно это месяц или два). Решение о расторжении договора принимается общим собранием собственников дома. В определённый срок (он тоже вписывается в договор) компания обязана передать техническую документацию (базы данных) на многоквартирный дом и все связанные с его управлением документы вновь выбранной организации.

Досрочно расторгнуть договор управления можно также на основании решения суда, доказав, что он не исполнялся и услуги оказывались некачественные.

Во Владивостоке уже есть немало примеров, когда собственники, недовольные работой управляющей компании, организуют общее собрание и принимают решение уйти от неё. Рынок жилищных услуг активно развивается, всё больше организаций набираются опыта работы в этой отрасли. Так что выбор уже есть.