Грузооборот снижается. Но пока в пределах терпимого

Транспортной отрасли в условиях финансового кризиса сделалось совсем нехорошо. Перевалка леса, металлов, тех же автомобилей через порты Приморского края значительно сократилась. Какие перспективы у отрасли, которую называют ведущей и основной для нашего р

16 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2455 от 16 дек. 2008
e4bb94512fb22a6f0b7adf3b615d5382.jpg

Транспортной отрасли в условиях финансового кризиса сделалось совсем нехорошо. Перевалка леса, металлов, тех же автомобилей через порты Приморского края значительно сократилась. Какие перспективы у отрасли, которую называют ведущей и основной для нашего региона, в будущем году, сейчас прогнозировать очень сложно.

На минувшей неделе Владивостокский морской торговый порт организовал встречу со своими стратегическими партнёрами, чтобы рассказать им, как планирует работать порт в дальнейшем, а также выслушать предложения со стороны клиентов и коллег. В своих докладах транспортники как чёрт от ладана открещивались от формулировки «финансовый кризис» и сразу заявляли, что об этом явлении говорить не будут. Но шила в мешке не утаишь, и, как бы то ни было, им пришлось коснуться столь неприятной для обсуждения темы.

Так, Дмитрий ДОРАЧЁВ, коммерческий директор ОАО «ВМТП», рассказал, что план работы порта за год был выполнен ещё в октябре.

– Объёмы перевозок в этом году только росли, – отметил он, – как в каботажном направлении, так и в экспортно-импортных операциях. В следующем году мы ожидаем не кризиса, а небольшого снижения объёма перевозок. У нас в компании уже произведена некоторая коррекция плана прогнозируемых грузоперевозок в связи со сложившейся финансовой ситуацией в мире. Но предсказать объёмы грузооборота в следующем году сейчас очень сложно.

Как уверил Дмитрий Дорачёв, тарифы на грузопереработку ВМТП поднимать не намерен. По крайней мере, на первый квартал 2009 года.

– Пока я сегодня ехал из аэропорта, мою машину остановили три раза, – начал свой доклад вице-президент по портовому дивизиону Транспортной группы FESCO Андрей ТОКАРЕВ. – Кризис чувствуется везде…

Андрей Токарев считает, что следующий год для транспортников будет непростым. Об этом говорят предполагаемые объёмы перевозок и тенденции изменений фрахтовых ставок.

– Фрахтовые ставки уже упали в пять раз, – рассказал Андрей Токарев. – Грузооборот в последние месяцы говорит о том, что этот показатель существенно упадёт и в 2009 году. Наши оценки – на 30-40 процентов. Прежде всего это касается металлов, пиломатериалов и целлюлозы. Грузооборот автомобилей и спецтехники упадёт не менее чем на 30 процентов.

Сейчас портовое хозяйство Приморья делает ставку на развитие терминалов. Так, ВМТП значительно модернизировал 14-й и 15-й причалы, закупив новое погрузочное оборудование на 400 миллионов рублей. Эту модернизацию удалось совершить частью за счёт Транспортной группы FESCO (куда ВМТП вошёл в прошлом году), частью – за счёт привлечения международных банковских кредитов. Но, по словам представителей порта, это не долгосрочные и «тяжёлые» займы, которые вызвали бы трудности с погашением. Также транспортники рассчитывают на подготовку Владивостока к саммиту АТЭС, что сохранит объёмы грузопереработки.

– Новые приобретения и проекты в целом сохранятся, – подчеркнул Андрей Токарев. – Но для всех компаний есть правило во время кризиса, которое предполагает сохранность наличности. Поэтому приостановлены работы по строительству нового холодильника, реконструкция нефтебазы, будем также списывать отслуживший свой срок флот…

Конечно, о полной остановке работы транспортных компаний говорить не приходится. В любом случае грузооборот будет идти, пусть и в существенно меньшем объёме. Обычно грузооборот растёт быстрее ВВП в три раза. То есть если объём ВВП в следующем году вырастет всего на три процента, то грузоперевозки – на девять. Негусто, но жить можно.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна