Один день Сергея Сергеевича

Мы стоим на том самом «камне преткновения», который задержал строительство моста в районе фуникулёра на целый месяц, – на месте бывшего дома № 39 на улице Суханова. Отсюда хорошо видно всё, что происходит вокруг – от начала тоннеля у «Пит-стопа» до выезд

12 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2454 от 12 дек. 2008
64bba297bc51e494987ba402e4af6214.jpg

Мы стоим на том самом «камне преткновения», который задержал строительство моста в районе фуникулёра на целый месяц, – на месте бывшего дома № 39 на улице Суханова. Отсюда хорошо видно всё, что происходит вокруг – от начала тоннеля у «Пит-стопа» до выезда из него на улице Суханова, где сейчас после бульдозера утюжит землю каток.

Конец рабочего дня, а вокруг всё гремит, рычит и грохочет – экскаваторы, грузовики, бульдозеры, краны… Огоньки сварки и десятки людей на крыше тоннеля усиливают впечатление муравейника на закате дня.


- Наступаем друг другу на пятки, - перекрикивает весь этот грохот прораб участка дорожных работ Сергей Шафранский. – Завтра закольцуем Аксаковскую улицу с проспектом Красоты и Некрасовской.

- Неужели завтра и движение откроете?

- Нет, движение пока пускать не будем. Видите, здесь лежит грунт для укрытия тоннеля? Если мы пустим движение, то машины просто «закупорят» нам этот отрезок и стройка остановится.

Кто рано встаёт…

Утро у прораба участка дорожных работ ТМК Сергея Сергеевича Шафранского начинается в 5.00. Он привык к столь раннему подъёму, когда думается ясно и спокойно, без проблемной суеты рабочего дня. Эти утренние часы для него – как настройка работы сложного механизма: правильно задашь программу – получишь оптимальный результат в конце дня.

Вахтенный посёлок ещё досматривает последние предрассветные сны. Несколько десятков чистых голубых вагончиков который год становятся временным домом для строителей, работающих вахтенным методом. На самом деле это автономный мини-городок, который можно, если потребуется, забросить хоть в тайгу, хоть в тундру. Здесь есть всё самое необходимое для жизни рабочего человека: столовая, баня, медпункт, телевизор, место для сна и отдыха.

Сергей Сергеевич направляется в один из вагончиков с вывеской «Столовая». Здесь уже витают аппетитные запахи: повар Людмила Тарелкина колдует над завтраком из нескольких блюд на любой выбор. Оно и понятно: если одному человеку достаточно утром съесть бутерброд и выпить кофе, то другому нужно для хорошего настроения перед сменой подкрепиться вторым блюдом, а то и супом. Повара в ТМК - из всех уголков Приморского края, подбирали их по одному принципу: работать должны добросовестно и готовить вкусно. Женщины так и делают – готовят с душой, с выдумкой, по-домашнему. Кстати, цены в столовой постороннего приятно удивят: за суточное трёх-четырёхразовое питание (если идут в ночную смену) с бесплатными добавками и безразмерными порциями с человека берут всего 150 рублей.

Сергей Сергеевич вспомнил, как дотошно требует директор ПМК Виктор Григорьевич Гребнев только отличных результатов от работы столовых: «Если строитель у нас голодный, а быт у него необустроен, что с него можно взять?!». Тут прораб полностью солидарен с начальством: столовая в вахтенном городке – объект не менее важный, чем сама стройка.

Подкрепившись, Сергей Сергеевич садится за руль и едет на фуникулёр. По дороге прикидывает, сколько должна была сделать ночная смена, как лучше расставить технику и людей днём. За свои почти 30 лет трудового стажа на стройках Приморья Сергей Шафранский прошёл все ступени «рабочей лошадки», как он с гордостью себя называет. Можно сказать, вся жизнь прошла на стройках начиная ещё со студенческих лет, когда он был командиром стройотряда. Поэтому сегодня обмануть его сказками про надуманные причины простоев, которых на самом деле не было, – пустая затея.

Хотя, чего уж тут скрывать, объективные причины задержек в строительстве моста то и дело возникают. То проектно-сметная документация не готова, то с финансированием вопросы, то никак не расселят людей, чьи дома попали под снос.

Кстати, последняя проблема наиболее острая. Если на Суханова, 39 после месяца задержки всё-таки дом снесли, то на подъезде к фуникулёру со стороны проспекта Красоты так и остался островком неприступности домик на Суханова, который вся техника уже месяц вынуждена объезжать по нескольку раз в день. Хозяину предлагали, говорят, очень неплохую сумму на новую квартиру, но тот заупрямился, хотя на самом деле живёт в другом месте.

…Шесть утра, Сергей Шафранский уже на стройплощадке. Объехал весь объект, оценил ситуацию после ночной вахты. Часов в семь определил объём работы на день и автомобильные маршруты, расставил по местам технику и людей. С заместителем директора ТМК Александром Гофманом обсудил узкие места, которые необходимо сегодня в первую очередь закрыть. И новый день начался.

Желающих много

На строительстве моста через бухту Золотой Рог работают сегодня больше 500 человек. Вообще-то в коллективе ТМК текучесть кадров небольшая, за год меняется не так уж много сотрудников. А вот желающих работать в компании очень много, каждый день подходят с просьбами о приёме. Берут далеко не каждого.

- У нас на участке дорожных работ есть своя специфика: при строительстве дорог надо много камня укладывать вручную, да и лопатой приходится поработать. Несмотря на это, люди стремятся к нам попасть, поскольку зарплаты хорошие, платят без задержек, руководство уделяет внимание социальной составляющей труда, - рассказывает Сергей Сергеевич.

Из техники на стройке задействованы 9 больших экскаваторов, 5 больших бульдозеров и 14 малых, 5 грейдеров, 4 катка, автобусы. При необходимости ремонтом техники занимаются токари и сварщики ТМК.

На следующей неделе, если не помешает погода, движение транспорта на кольце фуникулёра строители намерены восстановить. По их словам, для автомобилистов дорога станет лучше: уже не будет крутого подъёма к фуникулёру со стороны улицы Суханова, как и крутых поворотов. Уклон здесь был примерно 100 промиль, сейчас будет в пределах 60.

В момент написания этой статьи вторая секция тоннеля уже завершена, идут его утепление, бетонирование и засыпка. Отделка внутри тоннеля – это уже следующий этап, а строительство подъездных путей начнётся после расселения людей и сноса домов, мешающих сейчас проводить данные работы.

Дороги? Да с удовольствием!

Пока решается проблема сноса домов, строители, естественно, не будут сидеть и перекуривать.

- На дорожном участке у нас сейчас 280 человек, - рассказывает прораб Шафранский.- Работают в одну вахту 50 человек, их меняют другие 50. Остальные находятся на Хасанском направлении, где мы сдали дорогу в районе Занадворовского перевала, закончили строительство и положили первый слой асфальта на Безверховском перевале. Сейчас коллектив собирается передвигаться в Партизанский район на строительство ЛЭП-500. Во Владивостоке останется человек 50. Там пробудем месяца четыре – примерно до апреля, а потом снова вернёмся сюда и приступим к развязкам. К этому времени должен решиться вопрос по сносу домов и переселению их жильцов.

Сергей Сергеевич рассказывает, что перед тем, как открыть движение, строители обязательно прилегающие дороги отремонтируют. К слову, сейчас с применением новой техники качество дорожного полотна намного повысится. Раньше при строительстве дорог вообще не было такого понятия, как рабочий слой, 40 см щебня насыпали – и до свидания. А сейчас перед дорожной одеждой укладывается 60 см скального грунта (это и есть рабочий слой), потом около 40 см щебня или пескогравия, затем бетонная подготовка – 18 см, и только после этого - 13 см асфальта. Толщина дорожного покрытия получается приличная, и качество полотна намного выше.

- Дорогами владивостокскими будете заниматься после моста?

- Это зависит от заказчика. Мы – с удовольствием.

- А на сколько вам здесь работы хватит?

- Вообще-то до конца стройки – года на два-три. Развязки будем делать здесь, в районе фуникулёра, и на той стороне, в планах - объездная дорога в районе Второй Речки, да и другие есть задумки. Словом, дел нам хватит.

…Рабочий день прораба Шафранского закончится не раньше 23 часов. Из череды таких обычных дней Сергея Сергеевича и его товарищей, до краёв заполненных тяжёлой работой, сложатся два с половиной года – столько, сколько времени уйдёт на строительство моста.

Хотя, может, и меньше – это уж как у них получится.

Автор: Татьяна НАДЕИНА