Сберечь косточку…

Вопрос из разряда риторических: почему мамы и папы поумнее давно уже не водят своих чад младше 12 лет на мультфильмы «мэйд ин Голливуд»? Потому что назвать эти кинопроизведения детскими или просто даже добрыми язык не поворачивается. И в «Шреке», и в «Мад

10 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2452 от 10 дек. 2008
d4fa955633bc4979a8e41ba93cbd5653.jpg

Вопрос из разряда риторических: почему мамы и папы поумнее давно уже не водят своих чад младше 12 лет на мультфильмы «мэйд ин Голливуд»? Потому что назвать эти кинопроизведения детскими или просто даже добрыми язык не поворачивается. И в «Шреке», и в «Мадагаскаре», и в других – безусловно, ярких, красочных, внешне весьма привлекательных мультфильмах – понятия добра и зла размыты, подчас даже смешаны. Взрослый человек во всём этом разберётся, ребёнок – нет.

Другой вопрос: почему всё больше людей сознательно отказываются смотреть телерекламу, а детям психологи вообще не рекомендуют показывать эти якобы безвредные ролики? Потому что психология потребителя, психология эгоиста – то, на чём изначально основана реклама…

Спрашивать о том, почему наши дети плохо знают собственные корни, но отлично разбираются в деталях жизни заокеанских «суперзвёзд», вообще бессмысленно. Впору задаться другим вопросом: а что же делать? Как противостоять натиску? Что показать чадушке, что посмотреть самому?

Медиапроект «Узнай свою культуру!», который реализуется совместными усилиями Владивостокско-Приморской епархии, центра коммуникативных исследований «Барьер» и центра содействия молодой семье «Венец», возможно, станет одним из кирпичиков, из которых будет создан фундамент оздоровления нашей культуры, нашего общества, наших детей…

- Почему мы занялись этим проектом? – говорит Светлана БРИЖАК, сотрудник отдела образования Владивостокской епархии, ведущий специалист центра коммуникативных исследований проекта «Барьер». – Потому что исследования информационного пространства, которые мы проводили в течение трёх лет, показали: в ряде СМИ, кино, даже мультфильмах идёт скрытая идеология потребления наркотиков, разрушения традиционных ценностей, особенно семейных, обнаруживаются установки на снижение рождаемости, на то, чтобы молодые люди не хотели заводить семью. Навязывается культ гедонизма, принцип «живи для себя».

Молодым людям внушается, что они рождены жить для наслаждений, но ведь жизнь – это и набор правил, которым необходимо следовать, и сложности, и тяготы, в преодолении которых и рождается счастье! И когда реальность сталкивается с этим внушённым принципом «люби себя», люди теряются, уходят в наркотические сны, в алкоголь…

Вот мы и решили объединить усилия в целях оздоровления информационного пространства. Наша культура держится на ключевых заповедях, по которым идёт целенаправленная атака. И чтобы противостоять этому, нужно укреплять традиционные ценности, причём начинать с детей. Учить их умению различать добро и зло, милосердию, послушанию старшим. Ведь в этом преемственность поколений!

Медиапроект «Узнай свою культуру!» включает в себя несколько направлений: во-первых, кинопоказы. Каждую пятницу в кинозале Казанского храма (ул. Верхнепортовая, 72) проходят показы социально-нравственного кино. Это документальные фильмы – исторические, публицистические, большинство из которых – участники и победители кинофестивалей «Встреча» и «Семья России».

Кроме того, проходят показы для школьников и студентов, для пришкольных лагерей. О расписаниях сеансов можно узнать на сайте центра «Венец» в папке «Премьеры».

Есть ещё одно направление проекта: издание аудио- и видеофильмов, электронных и обычных книг учебного, богословского, педагогического направления, а также для семейного чтения и просмотра. Вот для семейного просмотра как раз и приготовлены диски с мультфильмами российского производства. Это современные (прошлого и текущего года) мультфильмы, созданные как профессиональными студиями, так и любителями, например, учениками воскресных школ. Это очень добрые мультики, в которых понятия добра и зла не размазаны, а выражены очень точно.

- Посмотрите на большинство американских мультфильмов, да даже на мультфильмы, появляющиеся в последнее время на российских киностудиях, - продолжает рассказ Светлана Брижак. - При помощи законов социальной психологии в этих мультфильмах, например, оправдывают и пропагандируют девиантное поведение, то есть отклоняющееся от нормы, хулиганство, грубость. Почему, посмотрев эти мультфильмы, дети не становятся добрее, а, наоборот, проявляют агрессию, жестокость? Потому что есть такое понятие в социальной психологии, как «герой-подвиг-награда». Ребёнок, когда смотрит мультфильм, воспитывается. А там герой за хулиганство, за подвиг в кавычках получает награду. И запускается первый закон подражания, малыш копирует то, что видит. Психологи и педагоги бьют тревогу: дети становятся неадекватны!

В наших же мультфильмах добро – настоящее добро, а зло наказывается.

Например, мне очень нравится мультфильм по рассказу Алексея ТОЛСТОГО «Желтухин». Он учит ребёнка любить природу, уважать родителей. Знаете, в нём такая чистота и красота! А мультфильм по «Капитанской дочке» ПУШКИНА ещё и очень красивый. В них – нравственность, воспитание…

Диски с мультфильмами будут продаваться в иконных лавках, в духовно-просветительском центре «Слово истины» (ул. Семёновская, 5), в точках продаж компании «Союз-Восток». Впрочем, мы не извлекаем прибыли из реализации этих дисков. Все средства направляются на развитие проекта «Узнай свою культуру!».

Есть красивый образ: персик. В нём косточка – тип верования, мякоть, наросшая на косточку, - культура: архитектура, музыка, искусство. Какой тип верования – такая и культура, ведь то же исламское искусство или буддийское очень легко даже внешне отличить… А кожица – это общество, которое скрепляется культурой… Если нет косточки, то и всего остального не будет. Так что нам эту косточку нужно беречь…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ