Флот “Владморпасса” может вновь остановиться
15 августа 1997 года Ленинский районный суд вынес решение по иску отдела по защите прав потребителей мэрии Владивостока к ТОО “Владморпасс”. Этим решением действия ТОО “Владморпасс” по прекращению морских перевозок пассажиров на городских линиях в период с 16 по 26 июня с. г. были признаны неправомерными в отношении неопределенного круга потребителей. Мэрия в связи с этим своим официальным сообщением предложила жителям Владивостока, которым прекращением перевозок был причинен какой-либо ущерб, обращаться в суд за возмещением этого ущерба. При этом прилагался образец искового заявления.
15 августа 1997 года Ленинский районный суд вынес решение по иску отдела по защите прав потребителей мэрии Владивостока к ТОО “Владморпасс”. Этим решением действия ТОО “Владморпасс” по прекращению морских перевозок пассажиров на городских линиях в период с 16 по 26 июня с. г. были признаны неправомерными в отношении неопределенного круга потребителей. Мэрия в связи с этим своим официальным сообщением предложила жителям Владивостока, которым прекращением перевозок был причинен какой-либо ущерб, обращаться в суд за возмещением этого ущерба. При этом прилагался образец искового заявления.
Редакция “В” посчитала возможным еще раз вернуться к освещению этой темы, отразив позицию ТОО “Владморпасс” по данному вопросу.
16 июня 1997 года суда ТОО “Владморпасс”, обслуживающие городские линии, прекратили осуществлять перевозки пассажиров и встали в так называемый горячий отстой в районе 36-го причала. Этому предшествовали следующие события.
22 января 1997 года мэрия Владивостока подписала с ТОО “Владморпасс” договор, по которому обязалась возмещать разницу между себестоимостью перевозки пассажира и той ценой, которую он платит за билет. Благодаря этому весь 1997 год пассажиры платили за проезд сумму, которая была почти в 10 раз меньше реальной стоимости перевозки. Однако в соответствии со сложившейся “доброй” традицией обещанных средств от мэрии ТОО “Владморпасс” не получило. До мая мэрия худо-бедно оплачивала закупку топлива, но с начала мая перестала делать и это.
Ситуацию усугубило и то, что по ранее заключенным договорам на прибрежные перевозки мэрия уже должна была “Владморпассу” более 8 миллиардов рублей за 1995-96 годы. Только поэтому к моменту прекращения финансирования предприятие находилось “на картотеке” и не имело возможностей само найти средства на закупку топлива.
С начала мая руководство ТОО “Владморпасс” буквально забрасывало мэрию письмами и телефонограммами с мольбами о выделении средств. 15 июня капитаны практически всех судов “Владморпасса” написали рапорты об остатках топлива на уровне “мертвого запаса” - по 2 тонны на корабль. На следующий день флот на городских линиях просто остановился. Мэрия города незамедлительно обвинила “Владморпасс” в саботаже, но ситуацию это не исправило. Лишь 26 июня платежным поручением мэрии ТОО “Владморпасс” было перечислено 200 миллионов рублей на закупку топлива. В этот же день топливо было получено “под честное слово”, и перевозки возобновились.
Отдел по защите прав потребителей мэрии уже после возобновления работы - 3 июля - обратился в Ленинский районный суд с иском о защите прав потребителей. Юрист, ведущий это дело со стороны “Владморпасса”, - Виталий Танцюра рассказал, что надежд на решение суда в пользу “Владморпасса” не было с самого начала. Закон “О защите прав потребителей” возлагает ответственность на предприятие, оказывающее услуги потребителям, за материальный ущерб, им причиненный, независимо от его вины. Освободить от ответственности могут лишь обстоятельства непреодолимой силы либо вина самого потребителя услуги. Пассажиры в долгах мэрии виноваты явно не были, а приравнять отсутствие средств на закупку топлива к обстоятельствам непреодолимой силы (например, к стихийному бедствию или войне) суд при всем желании не смог бы. Поэтому решение суда для ТОО “Владморпасс” неожиданностью не было. Удивило ТОО “Владморпасс” предложение мэрии к жителям города обращаться в суд с иском о взыскании материального и морального ущерба.
По мнению В. Танцюры, гражданам при обращении в суд необходимо учитывать следующее. Действительно, сумма реального материального ущерба и тем более ущерба здоровью, который был причинен жителю города от прекращения перевозок, подлежит взысканию. Но суд вынесет такое решение лишь тогда, когда этот ущерб будет доказан гражданином, обратившимся в суд. Само по себе указанное выше решение суда наличия ущерба еще никак не доказывает. Оно лишь освобождает от доказывания неправомерности действий “Владморпасса”. При этом все убытки, возникшие у ТОО “Владморпасс” от имущественных исков, будут взыскиваться в регрессном порядке с мэрии, то есть за счет налогоплательщиков.
Во-вторых, для взыскания в суде суммы оценки морального вреда от неосуществления перевозок необходимо в соответствии со ст. 15 закона “О защите прав потребителей” наличие вины перевозчика. Вины же в действиях ТОО “Владморпасс” как раз нет, и это признано судом.
В данном случае, по мнению руководства “Владморпасса”, мэрия слукавила, чтобы буквально допечь своего морского пассажирского перевозчика массовыми обращениями граждан в суд. Но кому это надо? Видимо, мэрия решила “отомстить” таким образом “Владморпассу” за то, что он выиграл у мэрии в арбитражном суде иск по долгам 1995 года (свыше 2 млрд. рублей) и ведет процессы по долгам 1996-1997 годов (более 13 млрд. рублей).
Как ни печально, но ситуация с прибрежными морскими перевозками складывается так, что город не застрахован и в будущем от повторения подобных происшествий.
Со времени 10-суточной остановки флота в июне мэрия Владивостока более-менее исправно выделяет “Владморпассу” средства на приобретение топлива. Гораздо хуже ситуация с другими потребностями предприятия, особенно по судоремонту. С начала 1997 года при затратах 2,8 млрд. рублей на судоремонт мэрия перечислила лишь 174 миллиона.
По словам технического директора “Владморпасса” Владимира Закасовского, острая нехватка оборотных средств не позволяет в свою очередь своевременно оплачивать судоремонтным предприятиям все счета, что ведет к затяжке, а то и вовсе к прекращению работ, дополнительным затратам. Так, на 178-м заводе пассажирские катера “Муссон” и “Бриз” простояли в ремонте 7 месяцев вместо двух по договору. Не все ясно в отношении находящегося на том же заводе парома “Золотой Рог”: 2 месяца стоит он в доке, так как мэрия отказывается платить за материалы, необходимые для покраски корпуса парома. Такая же ситуация у судов, которые стоят в ремонте на “ВСРЗ”.
В. Закасовский подчеркнул: ситуация на сегодня складывается таким образом, что в зимнюю навигацию на линиях могут остаться лишь теплоход “Турист”, 2 парома типа “Золотой Рог” и 3 катера типа “Бриз”. Паром “Бригадир Ряшко” (кстати, самое новое судно - 1990 года постройки) может быть потерян как морской перевозчик на остров Попова, поскольку мэрия отказывается возмещать все затраты в связи с высокой себестоимостью его эксплуатации. Вот и получается, что новый флот не строится (этого не предвидится по крайней мере в ближайшие 10 лет), а старый - своевременно и в полном объеме не ремонтируется и постепенно умирает.
Автор: Виктор МИХАЙЛОВ, “Владивосток”