Почему ТМК, или Кому доверили «золотой» мост?

Когда Тихоокеанская мостостроительная компания выиграла тендер на строительство моста через бухту Золотой Рог, каких только язвительных реплик не отпускали некоторые сограждане в адрес местных мостостроителей! Суть высказываний сводилась к одному – деск

28 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2446 от 28 нояб. 2008
8b846bb88b29e089d82c8fe1bb15dab6.jpg

Когда Тихоокеанская мостостроительная компания выиграла тендер на строительство моста через бухту Золотой Рог, каких только язвительных реплик не отпускали некоторые сограждане в адрес местных мостостроителей! Суть высказываний сводилась к одному – дескать, ишь, замахнулись на стройку века, с провинциальным «рылом да в калашный ряд» строителей мирового уровня, а сами-то и мостов подобных никогда не строили...

То, что мост во Владивостоке действительно из разряда уникальных, – сегодня понятно, пожалуй, даже далёким от строительства гуманитариям. Сложный, трудоёмкий, дорогой, желанный, долгожданный – здесь никакие эпитеты не будут «чересчур».

То, что у Виктора Гребнева и его команды надёжная репутация среди мостостроителей (и не только российских!), хорошо известно узкому кругу профессионалов. Но мостовики – народ сдержанный, неболтливый, ну знают – и не сильно на эту тему распространяются.

Поэтому для широких масс вопрос: «За какие такие заслуги тендер на возведение «стройки века» получила именно Тихоокеанская мостостроительная компания?» – так и остался до конца неясным.

Между тем информация о ТМК наверняка заинтересует многих владивостокцев. Поскольку вполне закономерен наш интерес к тому, какой запас прочности у будущего «золотого» моста (так для краткости многие уже называют мост через бухту Золотой Рог).

Впрок не закупать

Тихоокеанская мостостроительная компания выросла из Уссурийского мостостроительного отряда, прародителем которого, в свою очередь, был организованный ещё в 1936 году мостопоезд № 468. Главная база предприятия находится в Уссурийске с 1962 года, филиал – во Владивостоке, на участке, образованном на основе хозяйства бывшего Мостоотряда-35. Есть производственные участки в Дальнереченске, Спасске и Чугуевке.

Несмотря на то, что за минувшие годы несколько раз менялось название компании, костяк коллектива остался прежним, а с ним – традиции и профессионализм, проверенные десятилетиями.


– Может, для людей несведущих было неожиданностью то, что ТМК стала генподрядчиком на строительстве моста через Золотой Рог. Но для специалистов очевидно, что у компании на тот момент уже сформировалась весьма высокая степень готовности к этой работе, – говорит в интервью газете «Владивосток» первый заместитель генерального директора ТМК по производству Владимир Мещеряков. – Кроме того, на сегодняшний день только наша компания в Приморском крае имеет лицензию на строительство сооружений такой сложности.

В активе ТМК – сотни возведённых мостов различной сложности в Приморском крае, многие километры построенных и отремонтированных железных дорог и автомагистралей, строительство социальных объектов различной сложности вплоть до элитного жилья. Там и накапливались необходимый опыт сотрудников, умение применять новейшие технологии и материалы, работать на современной технике.

По словам Владимира Мещерякова, к началу осени парк машин и механизмов на предприятии насчитывал более 150 единиц. Кроме них в компании было более 100 единиц спецоборудования – компрессоров, передвижных станций, электростанций, и этот парк по мере необходимости растёт. Есть две производственные базы, где изготавливают большой набор комплектующих железобетонных изделий для строительных подразделений ТМК. Причём некоторые из них в крае больше нигде не выпускаются – например, балки длиной более 30 метров, которые можно использовать при устройстве пешеходных мостов над широкими магистралями.

В отношении техники в ТМК существует правило, давно установленное генеральным директором Виктором Гребневым, – машины и механизмы не закупаются «впрок», чтобы потом простаивать и ржаветь, ожидая своей востребованности. Техника берётся здесь под конкретный объект и определённый объём работ, когда необходимы более мощные и современные механизмы. К примеру, тот же передвижной бетонный завод, автокраны, буровая установка – это всё очень дорогостоящие спецмашины. Один только автомобиль-бетононасос стоит 18 млн. рублей! ТМК уже приобрела два башенных крана высотой 90 метров, автомобильный кран грузоподъёмностью 130 тонн и другую технику – она понадобится в скором времени для возведения моста через бухту Золотой Рог.

Вся наша жизнь – дорога

Сегодня в Тихоокеанской мостостроительной компании вместе с Владивостокским филиалом работают 1200 человек, из них инженерно-технических работников – более 200. Во Владивостоке «на золотом» мосту заняты сейчас более 500 человек из ТМК. Остальные на других объектах, разбросанных по всему краю, – пока у компании есть возможность продолжать там работы.

Из них самый крупный – дорога Раздольное – Хасан, которая преобразилась за последние несколько лет на глазах у местных жителей. Ну а отдыхающие, которых летом здесь предостаточно, бывают приятно удивлены произошедшим переменам.

– Действительно, на реконструкцию трёх участков дороги Раздольное – Хасан были брошены основные силы ТМК, – рассказывает Владимир Мещеряков.– Один из участков – это 14-23 км. Первый комплекс этой дороги протяжённостью 4,2 км мы сдали в 2006 году. Остался наиболее сложный участок протяжённостью в 4,5 км, где сейчас производится усиление земляного полотна немецким синтетическим материалом «стабиленка» различных марок по прочности. На двух километрах оставшегося участка в этом году уложено в два слоя асфальтобетонное покрытие.

Теперь у нас остаётся участок протяжённостью в 2,5 км, на котором укладывается «стабиленка», где забито уже два ряда свай в количестве 1000 штук длиной более 20 метров для укрепления грунтов основания. Безусловно, возведение земляного полотна идёт с соблюдением определённых технологических циклов. На месте производства работ всегда находится инженерное сопровождение из Хабаровского проектного института, которое контролирует ход работ в соответствии с утверждённым проектом.

На 87-99 км мы начали работы после Нового года. И вот года не прошло, а там уже выполнены работы по устройству земляного полотна, основания дороги, по строительству искусственных сооружений. Всего на участке построено четыре моста и уложено 28 труб, выполнены все укрепительные работы. Такого никогда не было – мы ещё не сдаём дорогу, а искусственные сооружения готовы на 100 процентов.

Чем это вызвано? Узнав о предстоящей «стройке века», мы, конечно, планировали участвовать в конкурсе на строительство моста через бухту Золотой Рог. Чтобы задействовать во Владивостоке свои производственные мощности, необходимо было оперативно завершить работы на других объектах. Поэтому на направлении Раздольное – Хасан на участке 87-99 км у нас одновременно работали четыре прорабских участка, 220 человек проживали в вахтовом городке.

В общей сложности в текущем году на реконструкцию этого участка было выделено 700 млн. рублей, и все они уже освоены. Причём скорость в работе – не в ущерб качеству. Я вам больше скажу: качество производимых работ год от года только улучшается. И это не только наше мнение, об этом говорят и сторонние наблюдатели. На сегодняшний день весь участок протяжённостью 11,7 км имеет асфальтобетонное покрытие в один слой.

В этом же году мы работали на участке 49-60 км – это район Занадворовского перевала. Реконструкция участка завершена, осталось только собрать и вывезти свой рабочий городок – всё, что было размещено для обеспечения жизнедеятельности участков: электростанции, бани, столовые, жильё.

В результате Хасанский район только в этом году получил 23 км автодорог с асфальтобетонным покрытием. Положительное влияние этого факта на социально–экономическое развитие района не вызывает никаких сомнений. Всё это стало возможным благодаря губернаторской программе «Дороги края», а лимит финансирования на год по всем трём участкам составляет 1,1 млрд. руб.

Из других объектов, на которых задействованы производственные мощности ЗАО «ТМК», можно назвать подстанцию в районе села Ясного мощностью 500 киловольт для дополнительного энергоснабжения Владивостока.

Кроме того, в Спасске через речку Кулешовку построили мост, отремонтировали мост через речку Спассовку. Занимались также небольшими для нас объектами, но для местных жителей социально значимыми – такими, например, как строительство моста в селе Каменушка.

Немного лирики

Сегодня для ТМК безусловный приоритет – это мост через бухту Золотой Рог. В следующем году объёмы работ здесь возрастут. Строители очень надеются, что все «узкие места», которые сегодня мешают им в работе и задерживают стройку, будут ликвидированы. В частности, вопросы с проектной документацией: если она будет выдаваться строителям с опережением, а не с отставанием, как сейчас, – это будет только на пользу делу. Те же проблемы – и с расселением жильцов в домах, попадающих под снос.

– Хочу ещё сказать два слова о нашем менталитете, – продолжает Владимир Мещеряков.– Вот поставили мы в селе Филипповка асфальтобетонный завод. Современный, южнокорейского производства. Но кто-то из жителей стал жаловаться: дымит, дескать. Я приехал и вижу: из печных труб частных домов идёт такой дым!.. И ничего, никто не возмущается. А от завода – белый пар, потому как действует современная система очистки, стоят сотни фильтров, нет там никаких выхлопов. И это не просто слова – у нас есть все разрешения от экологических служб.

Так же и с движением во Владивостоке в районе фуникулёра. Понимаю, приходится объезжать, стоять в пробках, терпеть неудобства. А что, есть другой выход на сегодняшний день? Как мы можем открыть движение, если тоннель надо достроить? Неужели мы не хотим жить в нормальных условиях, с хорошими дорогами и мостами? Вот одна дама говорит: «Мне этот ваш мост вообще не нужен, я на Постышева живу!». А как насчёт других? Им-то мост нужен – тем, кто, к примеру, добирается с Чуркина через Луговую в центр и простаивает там часами в пробках ежедневно.

Кстати, напомню, что именно генеральный директор ЗАО «ТМК» Виктор Гребнев пообещал значительно сократить сроки сооружения тоннеля по сравнению с проектными, так как прекрасно понимал, что стройка создаст значительные неудобства для жителей Владивостока.

Что касается развязки на фуникулёре – мы стараемся сделать всё как можно быстрее. Ждать и терпеть осталось меньше месяца.