Титаническое достижение на «Прогрессе»

В арсеньевской авиационной компании «Прогресс» отметили своеобразный юбилей: в литейном цехе на участке титановой плавки была произведена юбилейная, пятитысячная плавка титана. Всё прошло в обычном режиме - буднично, без фанфар и гирлянд. Тем не менее это

25 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2443 от 25 нояб. 2008

В арсеньевской авиационной компании «Прогресс» отметили своеобразный юбилей: в литейном цехе на участке титановой плавки была произведена юбилейная, пятитысячная плавка титана. Всё прошло в обычном режиме - буднично, без фанфар и гирлянд. Тем не менее это знаковое событие для авиакомпании.

В начале 60-х авиастроительный завод «Прогресс» привёз в Москву на ВДНХ необычный предмет, выполненный из титана, – это была деталь крылатой ракеты. Специалисты по достоинству оценили достижение машиностроителей, и предприятие было отмечено на ВДНХ как одно из самых высокотехнологичных в Советском Союзе. Дело в том, что деталь была выполнена методом плавки под давлением – эта технология обеспечивает изделию из титана особые характеристики. Освоить эту технологию было очень сложно, но инженеры и рабочие «Прогресса» смогли это сделать.

Как объяснил литейщик Александр ШМАТОВ, много лет обслуживающий сложное литейное оборудование, на заводе вакуумная дуговая печь для плавки титана была установлена в 1973 году и вот уже 35 лет без сбоев делает свою работу. «Титан - очень капризный материал, - рассказал Александр, - необходимо очень точно выдерживать технологию, быть внимательным к мельчайшим деталям». В печи титановый стержень (здесь его называют «электрод») устанавливается между двух электрических контактов. Печь закрывается, внутри создаётся вакуум, который обеспечивает необходимые условия для плавки и препятствует нагреванию внешних стенок печи. Как рассказал литейщик Александр КРАСНОБОРОДЬКО, на установленный титановый «электрод», который весит 200 кг, подаётся ток чудовищной силы - до 18 килоампер, под действием чего титан плавится и стекает в специальную центрифугу, которая, раскручиваясь, загоняет титановые ручейки по стенкам в необходимые формочки. Там титан застывает, и деталь практически готова. Казалось бы – всё просто. Но на самом деле это очень точный расчёт, высокая ответственность и глубокие технические знания обслуживающего персонала.

Сейчас акционеры авиакомпании рассматривают вопрос создания на предприятии высокотехнологичного литейного производства, более полно отвечающего требованиям современных технологических условий. Для этого на «Прогрессе» есть всё – квалифицированные литейщики, годами наработанный опыт и желание прогрессовцев двигаться в ногу с прогрессом.