Гудящие вместе

Отчаянно давя на клаксоны, сверкая «аварийкой», фарами и прочей иллюминацией, железный поток катился от остановки «Фабрика «Заря» к центральной площади Владивостока. Народные «короллки» лохматых годов выпуска и сверкающие двухсотые «крузаки», леворульные

25 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2443 от 25 нояб. 2008
2bcfca80767955c3a7e6277760fafed5.jpg

Отчаянно давя на клаксоны, сверкая «аварийкой», фарами и прочей иллюминацией, железный поток катился от остановки «Фабрика «Заря» к центральной площади Владивостока.

Народные «короллки» лохматых годов выпуска и сверкающие двухсотые «крузаки», леворульные мерседесы и гигантские американские тягачи марки «Фрейтлайнер» – против предстоящего повышения пошлин на ввоз в Россию подержанных иномарок, уже введённых запретительных барьеров на импорт автомобильных кузовов, а также в поддержку правого руля выступили автомобилисты всех калибров и ориентаций.

Акция протеста автомобилистов 22 ноября была заявлена как всероссийская. И действительно, «покатушки» и митинги в тех или иных масштабах состоялись в десятках городов – от Находки и Уссурийска до Иркутска, Барнаула, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга. На Камчатке митингующих разогнала милиция. А в отдельных населённых пунктах Приморья (как, например, в Черниговке) были замечены даже самостийные колонны протестующих, состоящие из одного автомобиля.

Во Владивостоке протест прошёл, пожалуй, наиболее массово. Когда хвост колонны ещё двигался к центру города, на площади уже начался митинг. С трибуны, откуда в былые годы партийные лидеры приветствовали демонстрантов, выступали знакомые и незнакомые лица. Так, председатель приморской «Свободы выбора» Владимир ЛИТВИНОВ заявил, что подобные удары по местным автомобилистам со стороны федерального центра приведут к тому, что Приморье покинут как минимум 40 проц. жителей, а это может быть выгодно только китайцам. Но особенно эмоционально выступали «все желающие». Не исключено, что выступления некоторых из них могли заинтересовать соответствующие органы, потому что одно дело кричать: «Долой «Единую Россию»!» или даже призывать к досрочной отставке премьер-министра и президента, а совсем другое – выступать за выход Приморья из состава РФ. Не случайно митингом очень заинтересовались японские телеканалы, а на некоторых автомобилях «протестантов» были укреплены японские флаги. Одному из главных организаторов акции протеста – депутату Думы Владивостока, председателю Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрию ПЕНЯЗЮ пришлось взять на себя роль модератора и сглаживать острые углы: «Ну ё-моё, мы к власти обращаемся, а вы тут её хаете!». Он имел в виду активно шедший на площади сбор подписей под обращением к президенту РФ Дмитрию МЕДВЕДЕВУ с просьбой оставить приморский автомобилизм и вообще подержанные японские автомобили в покое.

Подошедший на митинг мэр Владивостока Игорь ПУШКАРЁВ тоже поставил свою подпись под обращением, но оспорил звучавшие на площади заявления о том, что Москве до Дальнего Востока дела нет. В частности, он напомнил о строительстве мостов и дорог к саммиту АТЭС, ведущемся в рамках федеральной целевой программы, и пообещал, что «правый руль никто запрещать не будет». Что касается повышения пошлин, то, по словам главы города, «нужно организованно выражать своё мнение, и оно будет услышано». Глава Владивостока намерен обсуждать этот вопрос в Правительстве и Государственной Думе.

Милиция, охранявшая общественный порядок в ходе проведения акции протеста, вела себя в целом корректно. Правда, если сначала машины протестующих пускали на парковку у «Белого дома» (не относящуюся к режимным территориям и всегда открытую для всех желающих), то потом въезд почему-то перекрыли, и автомобилистам пришлось искать другие места. «Вы-то сами на какой машине ездите?» – возмущённо спросил один из протестующих заместителя начальника УВД Приморского края Альфреда ТАТАРЧУКА (предполагая, видимо, что – если на японской праворульной, то Татарчук должен лично возглавить колонну недовольных политикой). «Я пешком хожу!» – охладил спрашивающего полковник Татарчук.

Другой инцидент был связан с древним, ещё советского производства ржавым «Москвичом», который тем же утром был куплен где-то за копейки специально для акции протеста. Последний путь ветерана завершился недалеко от площади: он «сломался» прямо на перекрёстке Океанского проспекта и Светланской и стоял, затрудняя движение и агитируя наклеенными на стёкла плакатами. В итоге доброхоты с митинга оттолкали «Москвич» к обочине и попытались перевернуть, тем самым выражая своё отношение к отечественной автомобильной промышленности. Сотрудники милиции не позволили обесчестить раритет и вызвали эвакуатор.

Автор: Василий Авченко Олегович