Владимир Моисеев: Во Владивостоке может быть профессиональный балет

«Русский национальный балетный театр» под руководством Владимира МОИСЕЕВА, пожалуй, один из самых раскрученных подобных коллективов нашей страны. Артисты театра известны за рубежом, исполняют заглавные партии в различных спектаклях по всему миру. Во Влади

20 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2441 от 20 нояб. 2008
4e1dfb03bee5b365e8bff2fe874bcdef.jpg

«Русский национальный балетный театр» под руководством Владимира МОИСЕЕВА, пожалуй, один из самых раскрученных подобных коллективов нашей страны. Артисты театра известны за рубежом, исполняют заглавные партии в различных спектаклях по всему миру.

Во Владивостоке на сцене FESCO Hall РНБТ выступил в первый день с балетом «Дон Кихот», а во второй – со «Спящей красавицей». Нашли время артисты театра и Владимир Моисеев, чтобы приехать в хореографическое училище ДВГУ – пообщаться с подрастающим поколением.

Театр существует вот уже более семи лет. Вместе с заслуженным артистом России Евгением АМОСОВЫМ Владимир Моисеев (тоже, кстати, заслуженный артист, солист Большого театра) набрал труппу. А в 2001 году начали с гастролей по Китаю.

О способностях

Маленькие воспитанники училища дарили профессионалам цветы и буквально забрасывали их вопросами. Конечно, спрашивали о том, как балерины начинали, хватало ли данных при поступлении в училище.

- Когда я спустя некоторое время увидела бланк с оценками, которые мне поставили при поступлении в училище, чуть в обморок не упала, - рассказывает артистка «Русского национального балетного театра» Виктория КЁРШИС. – Меня взяли за артистизм, данных не было вообще. Когда я сейчас об этом кому-то говорю - не верят. Не было гибкости, прыжков, правильной постановки стопы. Каждый день занималась до седьмого пота. В младших классах у меня были «двойки» и «тройки» с минусом, а более успешные девочки меня буквально «заклёвывали». Я упорно занималась и наконец стала лучшей ученицей.

- В нашей с вами профессии данные, поверьте, далеко не на первом месте, - добавляет Владимир Моисеев. - На первом месте – желание, цель, преданность делу. И прежде всего – труд. В меньшей степени – данные, удача и т.п. Есть масса примеров, когда способные и перспективные ученики бросали занятия, потому что не хватало терпения, желания.

О семье и великом дедушке

Владимир Моисеев – внук легендарного хореографа Игоря МОИСЕЕВА. Сам признаётся, что дедушка сыграл не последнюю роль в его творческом становлении:

- Творческая линия началась с Игоря Александровича, до этого в семье не было артистов. Игорь Моисеев окончил студию Веры МАСОЛОВОЙ и поступил в Большой театр. Тогда был первый приход артистов из Санкт-Петербурга в московские театры. Тогда как раз приехали и СЕМЁНОВА, и УЛАНОВА. В Москве были свои традиции, свой стиль. Но молодёжь, всегда любопытная до всего нового, потянулась к Касьяну ГОЛЕЙЗОВСКОМУ, к его экспериментам, тогда новаторским. Это очень не нравилось руководству Большого театра. С приходом петербургских артистов молодёжь ушла на второй план. Так и Игорю Александровичу пришлось искать место, где можно себя реализовывать. Он попал в кружок ЛУНАЧАРСКОГО, где познакомился со многими великими людьми. В 1934-36 годах большое внимание стало уделяться национальным традициям, и Игорю Моисееву предложили создать и возглавить народный коллектив. Тогда и были сделаны первые шаги от исполнения к режиссуре.

Знаете, наша семья публичная, есть известные люди. Но всегда так хотелось быть именно семьёй, со своими традициями, с семейными праздниками. Приходя домой с репетиций, Игорь Александрович всегда высказывался о своём ансамбле, о его дальнейшем развитии. И я, конечно, всё это впитывал.

О балетной труппе

- Каждый коллектив уникален. Слагаемые этой уникальности, казалось бы, просты: свет, декорации, музыка, костюмы. Имеют значение каждый нюанс, движение, которое исполняет артист. Это невозможно скопировать. Мы придерживаемся классической школы балета. Наш репертуар основывается на классике: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО, «Дон Кихот» Людвига МИНКУСА, «Ромео и Джульетта» Сергея ПРОКОФЬЕВА и «Жизель» Адольфа АДАНА. Это шесть основных названий, которые больше всего востребованы сейчас и, думаю, будут востребованы в дальнейшем.

Русский балет уникален, славен и будет жить ещё долгие годы потому, что он проверен годами. Мы знаем массу редакций «Лебединого озера», «Жизели» и т.п., но мы склоняемся к классической.

О Владивостоке

- Во Владивостоке часто и много говорят о создании театра оперы и балета. Но если будет создан театр, то логично предположить, что у нас должна быть профессиональная балетная труппа. Как считаете, есть ли перспективы создания здесь, во Владивостоке, как многие считают, на периферии, такой труппы?

- Возможность создать труппу есть практически везде. Очень многое зависит от личности, которая профессионально за это возьмётся. Я бы не стал называть Владивосток периферией. Тем более в нашем искусстве периферии нет.

Немалую роль играет желание государственных и муниципальных властей иметь такой театр именно во Владивостоке. Насколько мне известно, желание есть. Теперь дело за творческими людьми: желание и личность должны найти друг друга. Ведь даже при наличии огромных средств лидер не возникнет. Культурная среда возникает вокруг человека – сильного, творческого, «двигателя», который может собрать всех, организовать, добиться своей цели.

Возможность есть. Дело в том, кто за этот тяжелейший труд возьмётся.