И нам не прожить без морей? Зачем объединяются военно-морские вузы России
Когда в августе 2000 года рвануло на АПЛ «Курск» и вся Россия сжалась от боли и бессилия, здесь, на Тихом океане, знающие люди поговаривали: «Подобное могло случиться и у нас. Итог был бы таким же». До поры до времени большая беда обходила ТОФ стороной.
Когда в августе 2000 года рвануло на АПЛ «Курск» и вся Россия сжалась от боли и бессилия, здесь, на Тихом океане, знающие люди поговаривали: «Подобное могло случиться и у нас. Итог был бы таким же».
До поры до времени большая беда обходила ТОФ стороной. И вот – ноябрь 2008 года. Снова АПЛ, снова человеческие жертвы, теперь уже в Японском море. И хотя причины ЧП разные, результат один – гибель в море в мирное время на борту атомной подводной лодки. В первом случае – учения, сейчас – ходовые испытания.
Комиссии и специалисты ещё сделают свои выводы из тихоокеанской трагедии. Мёртвых похоронят, виновных определят и накажут.
Ну а что, собственно, изменилось на флоте за эти восемь лет? Я имею в виду позитивные изменения.
Большинство военных моряков – от мичманов до адмиралов – убеждены, что российский флот доведён до состояния «ниже ватерлинии» и за его возрождение надо браться срочно, основательно и надолго.
Начинать это трудное дело необходимо «от печки» - оттуда, где формируются кадры для ВМФ. Потому как, сколько ни вбухивай средств в строительство новых кораблей и лодок, без профессионально подготовленного командного состава они так и останутся железом, гниющим в доках или у причалов. Другой вариант - нас ждут новые трагедии на флоте (тьфу-тьфу!).
Ну а миллиарды, потраченные на эти «железяки», растают, как утренняя дымка на рейде…
Сольёмся в центр
С начальником ТОВМИ имени адмирала Макарова капитаном I ранга Игорем Леухиным мы разговаривали накануне случившегося ЧП в Японском море. Естественно, не знали о том, что остались считанные часы до трагедии, как и о том, что на АПЛ «Нерпа», как сообщалось в Интернете, сдаточную команду собирали «с бору по сосенке», поскольку специалистов-судостроителей у нас давно не хватает. Тот же дефицит кадров и у военных.
Наболевший «кадровый вопрос» и стал главной темой нашей беседы.
Правда ли, что набор в ТОВМИ будет резко сокращён? Какие глобальные изменения намечаются в программе подготовки молодых офицеров? Верно ли, что половину преподавательского состава сократят, а оставшимся повысят жалованье в разы? Эти и другие слухи, будоражившие всех, кто имеет отношение к российскому флоту, Игорь Фёдорович взялся развеять или перевести в разряд достоверной информации. Начальник ТОВМИ только что вернулся из Санкт-Петербурга, где проходило совещание президиума учебно-методического объединения ВМФ. И привёз оттуда самые последние новости.
- Изменения, безусловно, будут. Одно из них - это планируемое объединение военно-морских учебных и научных учреждений страны в Центр единой подготовки специалистов для ВМФ. Он будет включать все ступени профессионального образования: начальное, среднее специальное, высшее, дополнительное и научные учреждения ВМФ. В настоящее время в Санкт-Петербурге на базе Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова с привлечением Высших специальных офицерских классов и военно-морских институтов идут научные исследования по формированию облика единого в ВМФ учебного заведения – Военного учебно-научного центра ВМФ (ВУНЦ).
Что касается нашего института, то территориально ТОВМИ никуда не переезжает. Мы остаёмся во Владивостоке и будем продолжать готовить специалистов для ВМФ, как и прежде.
- Наверное, в министерстве обороны решили, что такой монстр-координатор будет лучше справляться с задачей подготовки будущих кадров для российского флота?
- Сегодня очевидно, что вопрос реформы военно-морского образования давно назрел. Я приведу только один пример. У нас в институте есть современный уникальный тренажёр. Естественно, стоит он огромных денег. По своей пропускной способности он задействован даже не на треть своих возможностей. Объединение военно-морских учебных заведений позволит не тратить деньги на покупку и установку новейшего оборудования и тренажёров в каждом военном вузе (таких средств попросту и нет), а отрабатывать необходимые навыки и умения курсантов института, офицеров, получающих дополнительное профессиональное образование, слушателей академии и конечно же офицеров действующего флота. То есть объединение позволит оптимизировать учебно-материальную базу, накопленный научно-исследовательский, технический потенциал, так же как и финансовые затраты. Положительный эффект налицо.
Работа по созданию Военного учебно-научного центра ВМФ будет вестись поэтапно, и рассчитана она до 2013 года.
И сократимся…За объединением последует неизбежное сокращение набора курсантов. То есть ожидаются, по мнению аналитиков, новые сокращения, поскольку в этом году ТОВМИ уже принимал курсантов по сокращённому набору, примерно на треть меньше, чем в прежние времена. Понятно, что это не самодеятельность учебных заведений - эти цифры определяются потребностью флота в выпускниках через пять лет и рассчитываются главным командованием ВМФ.
Так что все вопросы, критические замечания или слова одобрения – именно туда.
Так в рамках военной реформы и реформируется система образования в Вооружённых силах РФ. ТОВМИ в этом смысле не исключение - тенденция сокращения набора коснулась всех военно-морских вузов страны.
Привести конкретные цифры на 2009 год сегодня невозможно: приказ может поступить даже за месяц до начала приёмных экзаменов. Зато уже сегодня известно, что с 2009 года вводится ещё одно новшество - набор будет проводиться не по итогам экзаменов в институте, а по результатам ЕГЭ по математике, физике и русскому языку. А в ТОВМИ, как в военный вуз, абитуриенты будут проходить дополнительно профессиональный психологический отбор, проверку по физподготовке и медицинскую комиссию.
Немаловажен и такой факт: в ТОВМИ приезжают поступать ребята не только со всего Дальнего Востока. Больше 30 процентов абитуриентов – из Сибири, есть из Приволжско-Уральского, Московского и Ленинградского военных округов. И, как уверяет начальник ТОВМИ, для поступления важны подготовленность молодых людей, хорошее здоровье, а не место их проживания или финансовая обеспеченность родителей.
Кстати, доставка абитуриентов ТОВМИ из их родных мест в вуз будет производиться, как и прежде, через военные комиссариаты по месту жительства за счёт средств министерства обороны.
Где взять любовь и верность?Весьма говорящие цифры приводит на своих страницах «Учительская газета»: ежегодно военные вузы страны покидают 7-8 тысяч курсантов. Около 10 тысяч выпускников-лейтенантов оставляют службу сразу после получения дипломов. Ни для кого не секрет и то, что многие молодые люди используют обучение в военных вузах как способ получения бесплатного образования и одновременно возможность уклониться от службы в армии по призыву.
Подтверждает это и мой собеседник.
- К сожалению, есть такие факты, - Игорь Фёдорович делает долгую паузу. - Причин несколько. Из собственного опыта знаю, что обучение в военном институте и военная служба в каком-нибудь далёком военном гарнизоне, многомесячный отрыв от семьи, от земли по плечу далеко не каждому. Мне посчастливилось служить почти на всех флотах России, на всех корабельных должностях от командира группы до командира подводной лодки и отдельного соединения подводных лодок. Везде одинаково трудно, хоть на Камчатке, хоть на Севере, хоть на Чёрном море, если СЛУЖИТЬ!
Корабельная, военная служба требует от человека не только дисциплины и знаний, но и стойкости характера, верности морю и товарищам, любви к Отечеству и своему делу. Всё это воспитывается в человеке с детства семьёй и обществом. В 17-18 лет основные нравственные установки в парнях уже крепко сидят. За несколько лет обучения в институте изменить психологию, взгляды на жизнь молодых людей очень сложно. Особенно тех, кто не мотивирован к военной службе.
- Так что же получается, - спрашиваю я, - может быть, есть в этих сокращениях будущих кадров для флота и других нововведениях Минобороны сермяжная правда? Может быть, уменьшение количества мест в военных вузах пойдёт на пользу и вузу, и флоту, ограничив вероятность попадания туда случайных людей?
Такая версия на самом деле существует. Игорь Фёдорович, кстати, её полностью разделяет:
- Все перечисленные меры позволят существенно оградить нас и ВМФ от случайно попавших в вуз ребят. К счастью, их, случайных, у нас немного. В этом году после сдачи ЕГЭ по математике подобный «балласт» отсеялся, хоть и не до конца. Бывает, что попадаются молодые люди мужского пола, которые принимают военную присягу, клятву, а назавтра пасуют перед трудностями. По сути дела, предают друзей, товарищей, плюют и на клятву, и на своё слово, как и на верность и честь. Так кем они будут в другой жизни, гражданской? В прежние времена и родители, и они сами сгорели бы от стыда перед обществом, а сейчас…
Сегодня военно-морское образование необходимо реформировать для его качественного улучшения, повышения конкурентоспособности, увеличения возможностей в обучении. Именно опытные адмиралы и офицеры ВМФ работают над всеми этими вопросами реформирования, стараясь всё учесть и не допустить просчётов.
Кому-то обещают добавитьНа сегодняшний день конкретные цифры по сокращению преподавательского состава в ТОВМИ остаются «военной тайной». То есть руководству вуза эти данные пока не известны. Однако предполагается, что сокращение произойдёт не раньше 2010-2011 годов. В первую очередь сократят вакантные должности, затем последует увольнение в запас офицеров, выслуживших установленные сроки службы, потом будут сокращены преподаватели, которые не имеют учёных степеней и званий. Что касается гражданского персонала, то и здесь подход будет дифференцированный. Но оставшимся преподавателям действительно обещают поднять зарплату весьма ощутимо.
Сказать, что мнения по поводу всех реформ-преобразований разные, – почти ничего не сказать.
Будущие абитуриенты и их родители, безусловно, не в восторге от сокращения набора в ТОВМИ. Им бы с заморочками по ЕГЭ разобраться, а тут новые грядут…
Преподавателей пугает неопределённость их будущей судьбы. Особенно на фоне экономического кризиса, который, по словам некоторых экономистов, стоит на пороге, а по субъективным ощущениям населения - существенно и давно опустошил и без того тощие наши кошельки и карманы.
Ну а как всё это скажется на российском военном флоте и на обороноспособности страны? Об этом судить не журналистам. Мы только выносим на обсуждение общества его проблемы и тревоги, привлекаем к ним внимание. Мы можем поставить перед читателями знак вопроса - там, где власть с готовностью рисует сплошь восклицательные знаки.
А перемены… Они, видимо, не заставят себя ждать.
Автор: Татьяна НАДЕИНА