Перманентная революция в «Луче». Взгляд из Москвы

Корреспондент газеты «Спорт-Экспресс» рассуждает о горькой реальности футбольной команды «Луч-Энергия», которой по итогам этого сезона, скорее всего, придётся покинуть премьер-лигу.

13 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2437 от 13 нояб. 2008
4078f801f295e605ed82384203b39b1d.jpg

Корреспондент газеты «Спорт-Экспресс» рассуждает о горькой реальности футбольной команды «Луч-Энергия», которой по итогам этого сезона, скорее всего, придётся покинуть премьер-лигу.

* * *

…Если коротко, то Владивостоку должно быть обидно. Если кто и виноват в том, что команда тонет, то главным образом - сами приморцы. Во-первых, потому, что решили устроить в декабре прошлого года революцию, изначально выглядевшую ходом, в котором рисков больше, чем нужно для хеппи-энда. Менять почти весь состав команды, приглашая на работу тренера-иностранца Зорана ВУЛИЧА, - отчаянный риск.

При этом сам хорват мудро обезопасил себя от критики заявлением, что рынок игроков в России ему неведом, а потому - все едут на смотрины. Сборы «Луча» в итоге превратились в один сплошной просмотр. А самая яркая история, многое объясняющая в селекции Вулича, приключилась в мае, когда Зоран в компании Анатолия БЕЗНЯКА, ныне - директора дальневосточников, а тогда зама, отвечавшего за спортивный блок, приехал в соседний Хабаровск. Игра двух игроков «СКА-Энергии» - форварда ЯРКИНА и хавбека БАГАЕВА - произвела на хорватского тренера настолько сильное впечатление, что он после матча первенства первого дивизиона попросил узнать цену на обоих. Безняк говорить о стоимости футболистов с коллегами не стал, справедливо заметив, что оба десять дней в январе ходили с грустными лицами по турецкому отелю «Кремлин», понимая, что напрасно прибыли на просмотр в «Луч», с которым Вулич только-только начал работать. В своих предчувствиях оба футболиста были правы: шансов проявить себя в приморском клубе форвард и хавбек, принадлежавшие на тот момент «Рубину», не получили.

А вторая причина для расстройства приморцев формулируется так: иногда решительность в спорте важнее всех иных факторов, определяющих результат и жизнь команды. Вулича во Владивостоке пытались уволить трижды, но всякий раз никто не решался объяснить губернатору края, что хорватский тренер - просто не тот человек, который сегодня нужен «Лучу». И в том его вина, кстати, невелика. Хотя ошибок Вулич, само собой, не избежал.

Впрочем, причины этой нерешительности менеджеров дальневосточного клуба понятны - инициатором перемен год назад стал именно губернатор региона. После отказа Леонида СЛУЦКОГО, не имевшего во Владивостоке конкурентов при конкурсном отборе, Сергей ДАРЬКИН, похоже, решил всё поменять, а попутно - встряхнуть клуб, пригласив к себе на берег Японского моря специалистов из Европы. Этой идее нельзя отказать в оригинальности. Есть в ней и здравое зерно - чужой и успешный опыт всегда полезен, а хорватский футбол на момент подписания контракта с Вуличем и его штабом был почитаем в России всеми, а ценим даже выше голландского. В Приморье ведь в прошлом декабре прилетал известный всей Европе серб Любко ПЕТРОВИЧ, выигравший в сезоне-90/91 с «Црвеной Звездой» два кубка - европейских чемпионов и межконтинентальный. А с Вальдасом ИВАНАУСКАСОМ руководители дальневосточников встречались в Москве. В итоге обоих претендентов сгубил возраст - Любко оказался слишком старым, Вальдас - молодым.

При выборе тренера в штабе приморцев и случился первый конфликт, к лету превратившийся в настоящую войну - вялотекущую, зато непримиримую. Спортивный директор Олег ФЛЕГОНТОВ сначала поспорил, а потом и разругался с директором исполнительным Али ИБАДОВЫМ.

Для понимания причин конфликта стоит, наверное, пояснить, кто эти двое. Один - опытнейший футбольный функционер, работавший в семи клубах всех мыслимых в России лиг; второй - преподаватель вуза, занимавший пост представителя главы края в региональном Законодательном собрании и брошенный шефом на амбразуру в ноябре прошлого года. Ибадов в силу идеализма или же ему одному известных причин верил, что футбольный клуб в России можно сделать самоокупаемым уже сегодня, и даже принимал для осуществления своей мечты усилия. Однако они ничего, кроме улыбки у сторонних наблюдателей и футбольных агентов, не вызывали. А отдельные усилия шефа приморцев иной раз больно били по кошелькам сотрудников «Луча», которые постепенно перешли к нему в оппозицию.

В итоге последовала очередная кадровая революция. Ибадов ушёл в отставку раньше и сам, а нанятый им на работу хорват - после унизительных 1:8 в Санкт-Петербурге. На «Петровском» его команда фактически публично высказалась за развод с тем, кого так и не приняла. Правда, речь в этом случае можно вести только о русскоязычной части коллектива - приехавшие с Вуличем в Приморье хорваты и черногорцы едва ли могут жаловаться на тренера, стараниями которого они получили хорошие контракты. Равно как задержка в 17 дней с выплатой жалованья - не повод для Семёна АЛЬТМАНА утверждать, что в клубе «есть экономические проблемы». Чего-чего, а с деньгами на Дальнем Востоке всё в порядке. Недовольных гонорарами не было, и едва ли они в ближайшее время появятся.

А вот когда преемник Вулича говорит о группировках в коллективе, который ему достался в наследство, то имеет в виду очевидное - явное разделение команды по национальному принципу. Два этих мира - они никак не сойдутся, несмотря на схожесть языков. Дров в костёр этой истории добавляли мелкие, а потому вдвойне обидные привилегии для выходцев с Балкан, выданные тренерами своим землякам и потому изрядно раздражавшие российских коллег. Вслух об этой проблеме ещё в мае, после домашнего поражения от нальчикского «Спартака», заявил Александр ЧИХРАДЗЕ. Дело было на собрании - и тогда Вулич в первый раз мог быть уволен.

Горячий кавказский парень прямым текстом сообщил тогда руководству, что, если оно хочет видеть «Луч» в премьер-лиге и дальше, стоит побыстрее рассчитать главного тренера, его помощника и ряд приехавших в Приморье «игроков-пассажиров». Бунтаря поддержали тогдашний капитан Александр ШЕШУКОВ, заявивший, что команда Вулича не понимает, а потом и Виталий БУЛЫГА - один из самых ярких футболистов в составе приморцев. В итоге двое из «смутьянов» летом сменили место работы, равно как и ещё десять игроков. Ещё одиннадцать футболистов покинули Приморье в прошлое межсезонье. Итого 23 игрока, и среди них - ШТАНЮК, ЧЕХ, АСТАФЬЕВ, СТРЕЛКОВ, братья АДЖИНДЖАЛЫ...

Вулич, утверждавший, что работает в экстремальных условиях, когда игроки в команде меняются в режиме non-stop, был прав. С другой стороны, кто как не тренер должен был пресечь начавшуюся год назад перманентную революцию, которая в итоге довела приморцев до того места, которое они сегодня занимают?! Для этого, впрочем, нужно было как минимум желание, а ещё пробивная сила, как у Сергея ПАВЛОВА, с увольнения которого в Приморье и начался отсчёт нового времени.

Автор: Андрей АНФИНОГЕНТОВ