Заигрались...
Напротив здания администрации края несколько лет работает нелегальный игровой зал «Адмирал». Милиция туда наведывалась не раз, и даже по звонку чиновников разного ранга из «Белого дома». Закрытиям «Адмирал» не знает счёта. Но каждый раз, словно из пепла,
Напротив здания администрации края несколько лет работает нелегальный игровой зал «Адмирал». Милиция туда наведывалась не раз, и даже по звонку чиновников разного ранга из «Белого дома». Закрытиям «Адмирал» не знает счёта. Но каждый раз, словно из пепла, заведение восстаёт вновь и вновь. Так что хоть сейчас отправляйтесь в центр города: заходите, играйте, проигрывайте…
Бизнес вне законаПодобных нелегалов во Владивостоке, а в Приморье и подавно, – пруд пруди. По некоторым оценкам, рынок игорного бизнеса до половины заполнен, простите за тавтологию, игроками, ведущими деятельность вне правового поля. «В» уже не раз обращался к данной теме: и с милицией в показательные рейды ездил, и про нововведения в игорном законодательстве рассказывал, и всячески изобличал не дружащих с законом игорных бизнесменов, а те так и продолжают работать на собственное благо. Возникает ощущение, что с этой напастью в Приморье вообще никто не борется и игровые залы нагло и беспринципно продолжают работать в самых людных местах, привлекая внимание яркой рекламой и даже автомобилями на помосте в качестве призов.
Что же происходит? Почему нет управы на нахальных бизнесменов? Где контролирующие органы?
Остановимся сразу на последнем вопросе в силу риторичности двух первых. Итак, игорные заведения контролируют налоговые органы. Однако это ведомство занимается лишь официально существующими юридическими лицами и отслеживает правильность и полноту уплаты ими налогов. В администрации края есть отдел государственного регулирования деятельности по вопросам организации проведения азартных игр, но там выдают только лицензии на ведение деятельности и другие сопутствующие документы. Закрывать те или иные игровые залы у администрации края нет полномочий. И наконец, милиция общественной безопасности. Именно этот орган уполномочен вести борьбу с нелегальным бизнесом. К слову, любой гражданин может позвонить в милицию и потребовать, чтобы провели проверку того или иного заведения, так как у него есть подозрения, что там работают нелегально. Правда, милицейской эффективности не чувствуется.
И всё же бывает, что милиция приезжает в места проведения азартных игр. И бывает также, что конфискует игровые аппараты. Такие нарушения квалифицируются ст. 14.1 ч.2 Кодекса об административных правонарушениях как «осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)». Подобные дела рассматриваются мировым судом, а максимум, что грозит владельцу аппаратов, – 2,5 тысячи рублей штрафа. Конфискованные аппараты часто оставляют в этом статусе и передают судебным приставам, а ещё чаще – возвращают владельцам. Ведь этот самый владелец – невинная жертва: «Я просто включил их проверить, отошёл в магазин, а тут милиция…»
~~Кстати
Конфискованные аппараты – до и после решения суда – попадают в специально созданный склад. За девять месяцев его работы там побывало 1200 игровых автоматов. 208 из них конфисковано по решению суда. Возвращено владельцам – 664. 328 автоматов ждут решения суда на складе. ~~
Вообще, как это ни странно звучит, игорный бизнес – это не бизнес сверхдоходов. Рентабельность у него – 25-30 процентов, как и в любом среднем предпринимательском деле, если говорить именно о честном бизнесе. К нему предъявляются достаточно жёсткие требования: например, официально открытый игровой зал должен иметь не менее 50 автоматов, располагаться на площади не менее 100 кв. метров, иметь уголок потребителя, где представлены ксерокопии документов. Также каждый автомат должен иметь документ технического освидетельствования. Дело в том, что каждый официальный аппарат запрограммирован так, чтобы 90 процентов от оборота в нём возвращалось игрокам.
Вот открылся очередной официальный игровой зал «Христофор Колумб» в районе 3-й Рабочей. Владельцы вложили в закупку оборудования 560 тысяч евро. Окупаемость этого зала рассчитана на срок до пяти лет…
На чёрном рынке приобрести старенький, но работающий игровой аппарат можно за 10-15 тысяч рублей. Рентабельность нелегального игорного бизнеса зашкаливает – до нескольких сотен процентов.
~~Кстати
Один игровой автомат «уплачивает» в год налогов в сумме 375 тысяч рублей. В прошлом году официальные игорные заведения уплатили в краевую казну около 450 млн. рублей в виде налогов. В этом году, по расчётам, сумма составит около 500 млн. рублей. Налог на игорный бизнес – один из немногих, который полностью уходит в доходную часть бюджетов субъектов федерации. ~~
По словам директора Ассоциации игорного бизнеса в Приморском крае Сергея ЧУНАЕВА, сегодня во Владивостоке работают 42 официальных зала игровых автоматов и три казино. Неофициальных залов – около сотни. Прибавьте к этому ещё около четырёх сотен игровых «столбиков» в магазинах и на рынках.
– Бороться с нелегальными игорными залами можно, – говорит Сергей Чунаев, – только правоохранительные органы по неизвестным причинам этого делать не хотят. Например, очевидно, что штраф в 2,5 тысячи рублей не испугает такого бизнесмена. У него в день один автомат приносит в разы больше. А вот почему бы не классифицировать данные преступления по 171-й статье Уголовного кодекса «Незаконное предпринимательство»? За несоблюдение этого закона предусмотрен штраф до 500 тысяч рублей… Куда более эффективно…
Корреспонденту «В» удалось побывать в одном из нелегальных залов игровых автоматов на остановке «Военное шоссе» вместе с милиционерами. Кстати, этот зал находится недалеко от редакции «В». За несколько последних лет, что я езжу на работу, даже не подозревала, что зал – красиво оформленный снаружи и манящий в основном мужчин среднего возраста – работает вне закона.
Заходим. Полумрак, лишь разноцветные огни автоматов освещают небольшое – квадратов в 15-20 – помещение. Накурено – хоть топор вешай. Посетители, поняв, в чём дело, тут же покинули помещение. Молодой человек с кавказской внешностью представился владельцем бизнеса. «Я держу!» – доходчиво объяснил он. И впрямь держался он довольно уверенно и даже не пытался воспрепятствовать действиям милиционеров. Пока те составляли протокол, удалось с ним переговорить.
– Вас как зовут?
– Хасан АЛЕСКЕРОВ.
– Давно работаете?
– Четыре месяца.
– Вы знаете, что нарушаете закон?
Тот лишь кивает и добавляет:
– Я по-русски плохо понимаю…
Как рассказал Сергей Чунаев, у таких владельцев бизнеса явно есть хорошие консультанты. Как-то в мировой суд явился гражданин и на русском объяснил судье, что ему не был предоставлен переводчик во время визита милиции, а протокол он подписал, потому что думал, что это его наградить на самом деле хотят. В тот раз игровые автоматы «руссконеговорящему» гражданину все же вернули…
Да, кстати: подпольное, но абсолютно не скрываемое «увеселительное» заведение г-на Алескерова находится не только недалеко от редакции газеты «Владивосток», но и почти рядом с городским управлением внутренних дел. Удивляться, похоже, нечему…
Почему игорный бизнес продолжает работать в «каменном веке», в голове до сих пор не укладывается. Сфера эта работает в России с 1990 года. К слову, погибнуть (для многих субъектов России) должна с 1 июля 2009 года, когда располагаться такие заведения должны будут только в игорных зонах. Может, именно до этих пор кем-то решено «не трогать» игорный бизнес? Хотя существует мнение, что вступление закона в силу отложат, так как ни в одном из четырёх регионов, где должна быть создана игорная зона (в том числе и Приморье), эта работа даже не начата. Пока только ведутся предварительные обсуждения. Так что уж с годик Хасан Алескеров сможет потрудиться. Глядишь, на квартиру и солидный джип заработает…
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна