Как поссорился Примсоцбанк с «В-Лазером»

В Приморье мировой финансовый кризис породил нетривиальные последствия. Речь идёт о двух солидных представителях бизнеса уже даже не краевого, а дальневосточного значения – компании «В-Лазер» и Примсоцбанке. Конфликт интересов двух приморских экономически

7 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2433 от 7 нояб. 2008

В Приморье мировой финансовый кризис породил нетривиальные последствия. Речь идёт о двух солидных представителях бизнеса уже даже не краевого, а дальневосточного значения – компании «В-Лазер» и Примсоцбанке. Конфликт интересов двух приморских экономических мастодонтов проиллюстрировал, как неощутимый кризис где-то там может легко почувствоваться где-то здесь.

Предмет конфликта – конечно же деньги. Компания «В-Лазер» являлась заёмщиком Примсоцбанка. И являлась бы до сих пор, так как согласно графику гашения рассчитаться по долгам компания намеревалась к середине следующего года. Однако сейчас все договорные отношения между компанией и банком расторгнуты. Вот хронология событий.

В середине октября Примсоцбанк обратился к своему клиенту с предложением о пересмотре графика гашения по существующим кредитным линиям. Для этого нужно было подписать дополнительное соглашение об условиях ускоренного графика гашения и увеличения процентной ставки.

– В нынешних условиях мирового экономического кризиса рыночная процентная ставка будет повышаться, и понятно, что необходимо достигать каких-то соглашений, – говорит первый вице-президент ООО «В-Лазер» Сергей Митрофанов. – Поэтому ничего удивительного в предложении Примсоцбанка мы не увидели, а стали думать, как пойти навстречу партнёру.

В течение следующей недели компания и банк вели интенсивные переговоры о новых условиях взаимодействия. И в конце концов Сергей Митрофанов получил факс с новым графиком, который показался ему приемлемым, и он написал визу: «Заключать».

– Не могу сказать, что я был счастлив от новых условий, – говорит Сергей Митрофанов, – но тем не менее было понятно, что каждый решает свои проблемы и надо договариваться.

Подписание самого договора всегда происходит при участии первых лиц. Оно могло состояться не раньше 20 октября. Однако до этого дело не дошло. В это время на счёт «В-Лазера» поступили два крупных транша от Европейского банка реконструкции и развития. К слову, «В-Лазер» является единственной дальневосточной компанией, которая добилась получения целевого кредита от этой международной кредитной организации. Так вот 5,5 млн. евро поступили на валютный счёт компании «В-Лазер» в Примсоцбанке.

Но 21 октября у клиента дала сбой система «Банк-Клиент». В Примсоцбанке это связали с техническими трудностями, они продолжались некоторое время, в течение которого в компании лишились возможности не только управлять движением денежных средств по своим счетам, но даже наблюдать за остатками средств на счёте. Именно в этот момент Примсоцбанк списал 160 млн. рублей в счёт погашения задолженности перед банком.

В этот же день, 21 октября, представители Примсоцбанка вручили секретарям ООО «В-Лазер» письмо об отказе банка от всех действующих кредитных договоров с ООО «В-Лазер». Причиной были названы якобы отсутствие страхования предмета залога, неправильное оформление договора залога. Но стоит отметить, что текст договора залога существует много лет, его составляет сам банк, и внести туда какие-то изменения практически невозможно.

23 октября руководство банка и компании ещё раз встретились. «В-Лазер» предложил в качестве залога взять несколько объектов недвижимости в разных городах края. Представители банка остановились на трёх, свободных от иных залогов.

– На самом деле это было тестирование, – рассказывает Сергей Митрофанов. – Понятно, что речь уже не шла о возвращении тех денег. Я хотел просто посмотреть, что будет происходить, когда мы попытаемся сделать всё возможное для нормального урегулирования вопроса.

В общем, получилось так, что Прим-соцбанк в одностороннем порядке принял решение списать в свою пользу средства клиента. При этом все проходившие до этого переговоры давали понять, что «В-Лазер» согласится погасить свои кредиты на несколько месяцев раньше и по более высокой ставке. Конечно, очевидно, что Примсоцбанк пошёл на такой шаг не от хорошей жизни. Сейчас можно только предполагать, какие «дыры» удалось заткнуть с помощью этих средств. Вполне возможно, что удалось спасти банк. Только подобными серьёзными причинами и можно объяснить поступок, колоссально бьющий по имиджу одного из крупнейших и известнейших банков Дальнего Востока. Хотя в самом банке опровергают домыслы о трудном финансовом положении и продолжают настаивать на том, что компания «В-Лазер» не предоставила в заранее оговорённый срок свою финансовую отчётность.

Впрочем, на дальнейшую деятельность «В-Лазера» всё случившееся влияния не окажет. Не стоит опасаться и покупателям магазинов бытовой техники «В-Лазер»: магазины продолжат работу, а также сохранят для всех покупателей скидки, бонусы и возможность приобретения товаров в кредит. Уже сейчас в компании полным ходом идёт подготовка к новогодним акциям.

– Кризис – это нормальное состояние экономики, точно такое же, как и рост, – говорит Сергей Митрофанов. – Любая компания должна иметь резервы на этот случай – буферную резервную подушку. Для нас это возможность кредитоваться у ЕБРР. Однако не скажу, что всё произошедшее – экстремальная ситуация. Есть второй, третий уровни финансовых резервов под такие случаи. А они в бизнесе происходят. Так что свои обязательства перед ЕБРР мы обязательно выполним.

Также хочу сказать, что в наши цели не входит очернить Примсоцбанк. Просто я считаю, что не стоит с больной головы перекладывать на здоровую. Мы понимаем, что у другой стороны тоже есть определённые права и интересы, и нужно находить какие-то позиции, которые позволяют вести долгосрочное сотрудничество. И это ключевой момент. В любых переговорах цель не в том, чтобы сегодня отстоять свою позицию, а в том, чтобы сохранить долгосрочное сотрудничество. И мы будем сворачивать отношения с теми партнёрами, у которых цели сиюминутные.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна