Высший пилотаж над Арсеньевом
Нижняя граница облачности находилась на высоте порядка полутора километров, что создавало определённый комфорт для выполнения пилотом спортивного самолёта «Як-54» фигур высшего пилотажа: и места по высоте достаточно, и солнце глаза не слепит. Пилотаж выпо
Нижняя граница облачности находилась на высоте порядка полутора километров, что создавало определённый комфорт для выполнения пилотом спортивного самолёта «Як-54» фигур высшего пилотажа: и места по высоте достаточно, и солнце глаза не слепит. Пилотаж выполнял Олег ШПОЛЯНСКИЙ - заслуженный мастер спорта России, неоднократный чемпион и призёр чемпионатов мира и Европы, абсолютный чемпион России по воздушной акробатике. Уверенной рукой пилот заставлял машину выполнять такие фигуры, которые, казалось бы, самолёт закрутить не сможет. Спортивно-пилотажная машина «Як-54» творила в небе Арсеньева чудеса.
У меня захватило дух, когда Олег резко снизился до предельно малой высоты – метров 30 и крутанул «бочку» вокруг своей продольной оси. Выполнив несколько оборотов, самолёт встал кабиной вниз и с набором высоты начал быстро уходить ввысь. Стоявший рядом со мной Михаил МАМИСТОВ - заслуженный мастер спорта, трёхкратный абсолютный чемпион мира, абсолютный чемпион Европы, двукратный абсолютный чемпион всемирных воздушных игр так прокомментировал действия своего напарника:
- Сейчас у него отрицательная семикратная перегрузка, но Олег - пилот подготовленный, выдерживает и не такое. Но вот так низко летать не следовало бы.
Разговорились. Оказалось, что пилоты прибыли в арсеньевскую авиационную компанию «Прогресс» из Тулы, где на аэродроме «Дракино» базируется сборная команда России по воздушной акробатике, и оба пилота – члены сборной. Цель прибытия – показ воздушной акробатики на торжественном мероприятии, посвящённом подъёму нового боевого вертолёта «Ка-52» «Аллигатор», которое состоится сегодня на арсеньевском авиапредприятии «Прогресс». На мой вопрос о самолёте Михаил ответил:
- «Як-54» создан для выполнения сложных фигур высшего пилотажа, уверенно держится в воздухе, обладает отличной маневренностью и тяговооружённостью. В общем-то этот самолёт готов конкурировать с иностранными и отечественными машинами подобного назначения. Но нужно отметить, что самолёт не предназначен для первоначальной подготовки пилотов. Это чисто спортивная машина. Именно такая машина нужна сейчас нашей сборной команде.
В это время Олег Шполянский выполнил заход на посадку, и вскоре самолёт уже остановился на специально подготовленной площадке. Олег вылез из самолёта. Следующий вылет должен был выполнить Михаил, и пока механики обслуживали самолёт, заправляли в него топливо, пилот удобнее располагался в кабине. Оказалось, что пилот в спортивной машине для надёжной фиксации тела обкладывался специальными брезентовыми подушечками. Михаил Мамистов весьма щепетильно менял подушечки, пока не добился нужного ему положения. После этого он проверил работу рулей. Всё действовало безупречно.
Олег Шполянский начал рассказывать:
- В сборной мы летаем на самолётах «Су-26», которые когда-то выпускались отечественной авиационной промышленностью. Сейчас машины вырабатывают свой ресурс, уже что-то выполнять на них не рекомендуется из-за снижения прочности конструкции. К слову сказать, сейчас в России этих спортивных самолётов - всего штук 20, в то время как в США их около полутора сотен, в Европе ещё около восьмидесяти, в других странах ещё с полсотни. В своё время «Су-26» прекрасно шёл на экспорт, а внутренний рынок в то время в спортивных самолётах не нуждался. Машина в отличие от многих других самолётов даже оснащена катапультным сиденьем весом 17 килограммов. Это устройство позволяет покидать самолёт даже при вертикальном пикировании на высоте 400 метров. Но выпуск этих машин прекращён. Сейчас начинает налаживаться выпуск самолётов «Як-54», что нас весьма радует. Самолёт двухместный, лёгкий, послушный. Его выпуск мог бы исправить то положение, в котором сейчас находится отечественная спортивная авиация.
В советское время в стране существовала целая сеть аэродромов ДОСААФ. Плотность аэродромов была такой, что на обыкновенном спортивном самолёте с его небольшой дальностью полёта можно было перелететь через всю страну. В настоящее время эта аэродромная сеть, как и авиационные структуры ДОСААФ, безвозвратно утрачена.
…Самолёт Михаила Мамистова пошёл на взлёт. Пилотаж, который показывал в небе трёхкратный абсолютный чемпион мира, передать на словах сложно. Самолётик вытворял в небе что-то невообразимое. То затихал, то вновь в полную мощь ревел двигатель. Очень сложным элементом высшего пилотажа является «пролёт на ноже», который Михаил выполнял над взлётным полем аэродрома на предельно малой высоте. Суть этой фигуры такова: самолёт летит по прямой одним крылом к земле, другим - строго вверх, при этом не теряя высоты. Казалось бы, простая фигура, тем не менее она подвластна только настоящим мастерам воздушной акробатики. Сделав два таких прохода над головами аэродромных зрителей, Михаил повёл машину на посадку.
- Машина заслуживает уважения, – сказал Михаил. – Если завод «Прогресс» освоит их выпуск в требуемом объёме, мы получим самолёт, способный достойно отстаивать честь страны на мировых чемпионатах.
Автор: Подготовил Алексей СУКОНКИН