Знать бы, кто нас так долго мурыжил, – отыгрался бы на подлеце!
Не летайте самолётами AiRUnion. Потому что руководители холдинга пассажиров за людей не считают. Про рядовых сотрудников не говорю – они сами много месяцев зарплату не получают. А вот владельцы «Эйр Юнион» братья АБРАМОВИЧИ и верхушка менеджмента совершен
Не летайте самолётами AiRUnion. Потому что руководители холдинга пассажиров за людей не считают. Про рядовых сотрудников не говорю – они сами много месяцев зарплату не получают. А вот владельцы «Эйр Юнион» братья АБРАМОВИЧИ и верхушка менеджмента совершенно наплевала на интересы клиентов. Это проявляется во всём.
Проблемы у холдинга, в состав которого входят предприятия «Домодедовские авиалинии» и «КрасЭйр», перево-зящие людей между Дальним Востоком и центром страны, возникли ещё год назад, а негативно проявились нынешним летом. И продолжаются по сию пору. Я улетал из Владивостока в Москву в начале сентября. Каково же было моё удивление, да и остальных пассажиров, когда в аэропорту нам объявили, что рейс № 101 отменён. И предложили всем лететь в Красноярск. Времени для манёвра не оставалось. Тем более что «Домодедовские авиалинии» отказались принимать обратно билеты и возвращать за них пострадавшим деньги. Представитель компании в аэровокзале прятался от разгневанных людей. Нельзя было получить даже штемпель на билете, подтверждающий, что рейс отменён.
Его мне поставили в аэропорту Емельяново. В Красноярске же выдали и талон на питание в ближайшей столовой общепита. Спасибо и на том, что не бросили на произвол судьбы. Времени в ожидании ближайшего «борта» до первопрестольной было достаточно, поэтому люди стали знакомиться друг с другом. Братск, Хабаровск, Норильск, Туруханск, Благовещенск и множество иных городов и весей Дальнего Востока и Восточной Сибири. Жители огромного региона стали заложниками ситуации. Дольше остальных самолёт ожидали пассажиры с Камчатки. Несколько суток им пришлось провести в жутких условиях.
Наконец прибыл вместительный «Ил-86», который и забрал всех страдальцев. В том числе и тех, у кого билеты были до Санкт-Петербурга. Однако всех доставили во Внуково, а не в Домодедово, куда раньше летали самолёты холдинга. И здесь представители AiRUnion категорически отказались общаться с обманутыми людьми. Даже с теми, у кого на руках были маленькие дети. Поражало хамство авиационных чиновников: «Скажите спасибо, что вообще вас вывезли в Москву». Мольбы уставших матерей и слёзы обессиленных детишек их не трогали. Каждому приходилось в одиночку решать свои проблемы.
Обещанного автобуса в аэропорт Домодедово не было, хотя это и гарантировалось первоначально. Естественно, я опоздал на свой стыковочный рейс для дальнейшего перелёта. Билеты были аннулированы, пришлось покупать новые, дабы попасть к месту назначения. Отпуск был полностью испорчен. К тому же денег оставалось в обрез. Тратить их пришлось на отдыхе очень рационально. И не зря. Потому что оставшиеся мне сильно пригодились при возвращении через три недели из Москвы во Владивосток. Обратный перелёт оказался ещё хуже.
Беспосадочный рейс № 102 был также отменён. Всем вылетавшим на Дальний Восток вновь предлагали лететь в Красноярск. И вновь из Внуково. Видимо, у AiRUnion было совсем плохо со средствами на обслуживание самолётов в аэропортах и покупку авиационного керосина. Судя по уже озвученным цифрам, долги перевалили за 1 миллиард рублей. Поэтому «борт» предоставила компания «Союз-Атлант» правительства Москвы.
Дабы успеть в этот аэропорт по столичным пробкам, пришлось брать дорогущее такси. И зря: можно было успеть и на автобусе и метро. Ждать отправки пришлось около 10 часов. Наконец-то регистрация, накопитель. Люди радовались даже этому, надеялись поскорее оказаться ближе к дому. Всех «достал» неуютный и тесный, жутко дорогой (самый дешёвый бутерброд стоит 200 рублей) аэропорт Внуково. Ожидание в накопителе затянулось ещё на три часа. Потом всех вывезли автобусами на лётное поле. Пассажиры простояли перед трапом на промозглом ветру около получаса, после чего командир судна «Ту-154» объявил, что самолёт сломан. Людей вернули в накопитель. И вновь многочасовое ожидание. И хотя была глубокая ночь, большинство так и не смогло уснуть на металлических креслах. В комнату матери и ребёнка попали лишь некоторые счастливчики, да и те прошли предварительный унизительный медицинский досмотр. Малышей 7-8 лет за детей уже не считали, им отказывали даже в панцирной кровати.
И вновь представители AiRUnion с раздражением отвечали пассажирам, что резервных самолётов нет. Почти через сутки пассажиров, следующих во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Хабаровск, отправили… в Красноярск. Здесь всех скитальцев на двое с лишним суток поместили в одном из отдалённых загородных пансионатов.
Всего в дороге люди провели четверо суток. Без извинений и компенсаций за материальный и моральный ущерб.
Комментарий специалистаАдвокат Приморской краевой коллегии адвокатов Ирина БАЛАХНИНА:
– Люди, попавшие в подобные ситуации, должны знать, что они также защищены законодательными и ведомственными актами. Одним из основных является приказ министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 года «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», подписанный министром Игорем ЛЕВИТИНЫМ.
В нём говорится, что при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменении маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время; размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Вторым важным документом является федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 года со всеми внесёнными изменениями и дополнениями.
Именно с его помощью люди могут добиться полного или частичного возмещения понесённых убытков и расходов. К примеру, за покупку новых билетов. С воздушного перевозчика можно потребовать и неустойку за неполученную прибыль. Размер возмещения определяется только судом. Это в части материальной компенсации. С моральной компенсацией дела обстоят гораздо сложнее.
Добавлю, что на практике пострадавшим бывает довольно трудно доказать суду свою правоту. Поэтому гражданам необходимо собирать все возможные доказательства – фото– и видеосъёмку, показания свидетелей, любые документы. Также нужно у перевозчиков в аэропортах вылета требовать дополнительную справку о задержке или отмене рейса. Но даже и это иной раз, увы, не даёт гарантии в получении по суду материальной или моральной компенсации…
Автор: Николай Кутенких Николаевич