Тактика и стратегия краевого парламента
Законодательное собрание 2 октября провело очередное заседание, в ходе которого был решён ряд важнейших вопросов как текущего, так и перспективного характера. В первом чтении был принят проект краевого бюджета 2009 года, а в окончательном чтении депутаты
Законодательное собрание Приморского края (ЗС ПК) 2 октября провело очередное заседание, в ходе которого был решён ряд важнейших вопросов развития Приморья как текущего, так и перспективного характера. В первом концептуальном чтении был принят проект краевого бюджета 2009 года, а в окончательном чтении депутаты приняли изменения в бюджет-2008 и краевой закон «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года».
Первая из двух плановых октябрьских сессий краевого парламента в целом рассмотрела более 20 вопросов основной и дополнительной повестки. Удвоение количества пленарных заседаний обусловлено графиком принятия бюджетного законопроекта 2009 года: в новый финансовый год Приморье должно вступить с утверждённым краевым бюджетом. Первому чтению бюджета предшествовало «нулевое чтение» в рамках заседания комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам, состоявшегося 23 сентября. Уже тогда депутаты обратили внимание внёсшей законопроект краевой администрации на необходимость корректировки целевых программ, имеющих социальный характер. Кроме того, пожелания были высказаны по таким направлениям, как сельское хозяйство, исполнение наказов избирателей, увеличение финансирования Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Как уже сообщал «В», основные параметры бюджета-2009 предполагаются в следующих объёмах: по доходам – 48,8 млрд. рублей, по расходам – 51,2 млрд. руб., дефицит запланирован в сумме 2,4 млрд. рублей. Представлявший бюджетный законопроект первый вице-губернатор Александр КОСТЕНКО отметил положительную динамику роста доходной и расходной части краевого бюджета и заложенную в него сбалансированность всей бюджетной системы Приморского края. Он также подтвердил прогноз финансистов краевой администрации на более высокие, чем заложенные в законопроект, объёмы поступления средств из федерального бюджета, который пока не утверждён Государственной думой. Поэтому задача первого чтения бюджета – принять общую концепцию и главные его параметры.
В ходе обсуждения вопроса председатель комитета ЗС ПК по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Галуст АХОЯН подчеркнул, что в бюджете будущего года рост расходов на социальную сферу составит 116 процентов, на здравоохранение – на 115 процентов, а в целом рост доходов составит 121 процент. Депутаты уделили особое внимание тому обстоятельству, что в следующем году исчерпывает своё действие ряд ранее принятых целевых программ, по-прежнему актуальных для края. Поэтому депутат Сергей СИДОРЕНКО инициировал обращение к губернатору края с просьбой пролонгировать их и представить на обсуждение депутатам, и это предложение было одобрено большинством депутатского корпуса. В частности, на особый контроль приморских парламентариев взяты программы по защите от наводнений, по обеспечению питьевой водой, по переселению граждан из ветхого жилья, а также «Сельский дом» и «Чистое Приморье».
Что касается корректировки текущего краевого бюджета, то второе и третье чтения утвердили рост доходной части бюджета-2008 до 48,9 млрд. рублей, расходной – до 53,6 млрд. руб. при росте дефицита до 4,2 млрд. рублей. Как подчеркнул председатель ЗС ПК Виктор ГОРЧАКОВ на традиционном брифинге перед началом сессии, дополнительные средства направляются на социальные расходы первостепенной важности. В частности, 474 млн. рублей предназначены на субсидии по возмещению разницы в ценах на топливо - эти деньги были получены из российского бюджета в результате обращения депутатов приморского парламента к федеральным властям. Более 50 млн. рублей направляется на реализацию целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, первый год действия которой затронет четыре муниципальных образования: городские округа Владивостока, Арсеньева, Большого Камня и Находки. Дополнительные 20,8 млн. рублей направлены на бесплатное горячее питание для школьников младших классов, что позволит на треть увеличить стоимость их ежедневного утреннего рациона. Кроме того, 4 млн. рублей выделяются на финансирование общественных ветеранских организаций. Часть дополнительных доходов решено направить на реконструкцию двух приморских школ – в отдалённых сёлах Многоудобное и Глубинное. В немалой степени на решение депутатов повлияла недавняя трагедия в Оренбургской области, где обрушение части школьного здания привело к гибели детей. Как отметил депутат Эдуард АЛЕКСЕЕВ, «школы наши где-то 50-х годов постройки. Они постепенно приходят в негодность, и не дай бог случится такое, как в Оренбургской области. Хотелось бы, конечно, от этого застраховаться».
Помимо проблем сегодняшнего и завтрашнего дня депутаты вплотную занялись достаточно отдалённой перспективой, рассмотрев и приняв сразу в трёх чтениях проект закона «О стратегии социально-экономического развития Приморья до 2025 года». Как охарактеризовал значение этого законопроекта депутат Юрий ДЕНИСЕНКО, «он определил миссию Приморского края в Российской Федерации. Она заключается в том, чтобы обеспечить взаимодействие России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона». Стратегия конкретизирует долгосрочные цели и приоритеты, а также основные направления развития экономики и социальной сферы края. Для Приморья это означает возможность реализации ряда крупных инвестиционных проектов - создание особых экономических зон, федерального университета, а также развитие сектора транспортировки сырья и продукции его переработки, интеграции в экономику стран АТР и т.д. По словам Юрия Денисенко, «принятая нами стратегия существенно меняет функцию Приморского края как оборонного рубежа Российской Федерации. Идёт переориентация на экономические и социальные преобразования в Приморье: на развитие рыбодобывающей отрасли, лесопереработки, а также развитие промышленности по переработке углеводородного сырья». Депутаты высказали свои предложения по ряду направлений стратегии, оставив за собой право в дальнейшем вносить в этот документ изменения по мере необходимости.
Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»