Вокзальная перестройка

«Визитная карточка Владивостока», как пишут в рекламных проспектах, меняет лицо. На вокзале не работает ни одно предприятие общепита, и пассажиры покупают провизию в соседних киосках, а историческая брусчатка покидает привокзальную площадь...

2 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2414 от 2 окт. 2008
daa90ada5bcdbb91ae91e230547f5c08.jpg

«Визитная карточка Владивостока», как пишут в рекламных проспектах, меняет лицо. На вокзале не работает ни одно предприятие общепита, и пассажиры покупают провизию в соседних киосках, а историческая брусчатка покидает привокзальную площадь.

Большой вопрос привокзальной площади

Беспокойство жителей краевого центра возрастает по мере того, как отъезжают одна за другой машины, гружённые камнем.

- Куда увозят? - поинтересовалась жительница города Нина ИВАНОВА, проводив взглядом исчезающий в пробке грузовик. - Неужели кому-то брусчатка для оформления коттеджа понадобилась?

- Ну, вы всё о плохом, - вмешался гражданин, ожидавший автобус. – Здесь асфальт положат.

- А камни кому помешали? – не унималась старушка.

На остановке у памятника Ленину развернулась настоящая дискуссия. Люди разделились: одни считали - надо восстановить брусчатку, другие вступились за асфальт.

Путешествие в прошлое

В дореволюционной истории использовать брусчатку как дорожное покрытие считалось обычным делом. Вот и главные железнодорожные ворота страны обзавелись ею ещё в начале прошлого века. Историки утверждают, что произошло это в 1908 году. Владивостокский плац был выложен гранитными брусками, которые доставили с острова Русского.

- В 1956 году привокзальная площадь была ещё вымощена брусчаткой, как Ленинская и другие улицы, - вспоминает старожил города Дмитрий СТАРЦЕВ. – Добротным, вечным материалом, а позднее, в 70-е, её залили ненадёжным асфальтом.

Он пролежал до 1992 года, когда и было решено возродить исторический облик площади. Прошло немного времени, но владивостокцы излагают две версии явления камня. По одной - его обнаружили во время вскрытия асфальта, по другой – он был вынут при ремонте трамвайных путей на улице Алеутской.

Журналисты следили за стройкой века. Они рассказывали не только о реконструкции, но и о том, куда исчезала с площади часть брусчатки. Её удалось обнаружить в цокольных этажах некоторых коттеджей.

В результате брусчатки хватило только на небольшой участок. Но владивостокцам обновлённая площадь приглянулась, да и иностранцы были в восторге. Они даже сравнивали этот участок города с Красной площадью в Москве.

Время собирать камни

Минуло 16 лет. Брусчатка под колёсами автобусов обветшала и кое-где провалилась. Видимо, пришло время в очередной раз собирать камни, а «разбрасывать», или складировать, их стали на территории ООО «Дальводстроя».

Как рассказали в пресс-центре администрации города Владивостока, чтобы в дальнейшем использовать этот материал для оформления города. Камень может украсить любую подпорную стенку.

После того как брусчатку убрали, обнажился старый слой грунта. Сюда уже начали подвозить так называемую подушку под асфальт – песок и гравий. В центре площадки возведут небольшой островок безопасности для пассажиров размером 5 на 30 метров. Его планируют обрамить гранитным бордюром. В перспективе им же собираются оформить улицу Алеутскую, чтобы вся территория была выполнена в едином стиле.

Работу выполняют специалисты из МУП «Дороги Владивостока». С чем теперь будут сравнивать площадь у вокзала?

По ком прозвучал «Гудок»?

В краевом центре в здании железнодорожного вокзала вот уже пятый месяц как закрыт буфет, который ранее располагался перед кассовым залом, и наглухо затворены массивные двери ресторана «Гудок». Сейчас здесь не осталось ни единой точки, где можно было бы перекусить в ожидании электрички или поезда.

Как рассказали теперь уже бывшие сотрудники ресторана «Гудок», 26 февраля 2008 года из головного офиса – комбината питания города Хабаровска (филиалом которого и является железнодорожный общепит Владивостока) пришло уведомление о закрытии предприятия. В официальной бумаге значилось, что ресторан «Гудок», закусочная и столовая депо Первая Речка ликвидируются по причине их нерентабельности.

Вначале бумаге не придали большого значения. Ведь подобные извещения приходили и раньше. К примеру, в 2007 году. Но тогда обошлось - руководитель головного офиса позже сообщил, что всё остаётся по-прежнему, трудовой коллектив успокоился. Однако в этом году было принято окончательное решение и предприятие закрыли.

- 34 сотрудницы железнодорожного общепита не были готовы к такому повороту событий, - рассказала бухгалтер ресторана Виктория КАУЛАШВИЛИ. - А для работниц предпенсионного возраста эта новость прозвучала как приговор. Как быть, когда до заслуженного отдыха осталось всего несколько лет? Весь персонал собрали и разъяснили сложившуюся ситуацию, после чего предложили рабочие места официантов-разносчиков в вагонах-ресторанах поезда дальнего следования «Москва - Владивосток».

- Собственно, выбора у нас не было, - говорит буфетчица Анна. - Почему же всему коллективу предложили на выбор только один вариант? Поездка длится 15 суток, а у каждой из нас - семьи. Когда же воспитывать ребёнка? Меня, как и всех остальных, поставили перед фактом. Разумеется, я вынуждена была отказаться.

- 26 апреля в трудовых книжках были сделаны соответствующие записи, - продолжила свой рассказ Виктория Евгеньевна. - И только спустя 20 дней, то есть 14 мая, начали производить окончательный расчёт. Но работницы получили его на основании статьи КЗоТ РФ о сокращении численности штата, а не ликвидации предприятия, как значилось в уведомлении. Разница в том, что выходное пособие в таком случае выдаётся всего за три месяца. Более того, с такой записью в трудовой на новом месте работы перед начальником отдела кадров придётся долго объяснять истинную причину увольнения. У работодателя могут возникнуть подозрения о нерадивости принимаемого им сотрудника.

Уже осень, а в общепите без перемен

До закрытия ресторан обслуживал сотрудников управления железной дороги и других предприятий, расположенных неподалёку. Для них готовились ежедневные комплексные обеды. Понятно, что большой прибыли они не приносили. Основной статьёй дохода «Гудка» были банкеты, фуршеты, юбилеи, корпоративные вечеринки, выпускные вечера…

Помимо всего названного в мае начинался туристический сезон, который продолжался до конца октября. В это время «Гудок» посещали туристы. Когда в порт заходил какой-нибудь из океанских лайнеров, у ресторана выстраивались очереди. Гиды приводили своих подопечных не только для того, чтобы угостить экзотическими блюдами, но и продемонстрировать одну из главных достопримечательностей города. Многие иностранцы по совету своих друзей, которые побывали во Владивостоке, требовали, чтобы им показали уникальный зал «итальянского возрождения».

В штатном расписании ресторана не значилось таких работников, как музыканты, певцы и диджеи. Клиенты сами заботились о своём досуге, а ресторан предоставлял только своё помещение и кухню.

- Для того чтобы предприятие стало рентабельным, необходимо вложить средства прежде всего в рекламу, - продолжила Виктория Каулашвили. – Самостоятельно мы не могли распоряжаться деньгами, а наша головная организация, которая находится в Хабаровске, ограничивала наши действия.

Сезон выпускных вечеров мы пропустили, - отметила она. – А на них можно было бы неплохо заработать. Но теперь это утраченные возможности так же, как и приём туристов. Уволить людей легко, но когда предприятие откроют вновь, я уверена, возникнут сложности с подбором персонала. У нас работал сложившийся коллектив профессионалов.

Сами сотрудники остались недовольными процедурой увольнения. Понятно, она всегда протекает болезненно. Сейчас все они встали на учёт на биржу труда. Но до сих пор в душе надеются вернуться на свои бывшие рабочие места. А пока собираются отстаивать свои права и написать письмо президенту ОАО «РЖД» Владимиру ЯКУНИНУ и начальнику Дальневосточной железной дороги Михаилу ЗАИЧЕНКО.

Есть или не есть?

Теперь у пассажиров и рабочих железной дороги настали «разгрузочные» дни. В зале ожидания владивостокского вокзала пассажиры завтракают или обедают (в зависимости от часового пояса, из которого они прибыли) прямо в креслах. Многие сетуют на такие превратности судьбы и вспоминают об услугах на других станциях страны.

А ведь ещё несколько месяцев назад в буфете-закусочной пассажиры имели возможность выпить чай или кофе, перекусить. Теперь представьте на минуту такую картину – в Москве на Ярославском вокзале вдруг закрылись все закусочные. Что бы тогда наступило?

Раньше на привокзальной площади у памятника Ильичу была столовая «Копейка», а теперь вместо неё пивной бар. У главного выхода – продовольственный магазин, шашлычница, а на привокзальном пятачке, который в народе зовут «пирожок», несколько киосков.

- У нас в ресторане всё было по-домашнему, - говорит повар Надежда ЮР. - А тут пирожок, который неизвестно где и как приготовлен. За всё время работы у нас не было ни одной жалобы.

Вместо ответа - большой вопрос

На запрос журналистов в головном офисе ОАО «РЖД» в Москве многозначительно промолчали.

Начальник службы по связям с общественностью Дальневосточной железной дороги Денис ТРИПЕЛЕЦ:

- Согласно данным Хабаровского комбината питания Дальневосточной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров – филиала ОАО «РЖД» и Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» стационарные подразделения общественного питания, в том числе и ресторан «Гудок» на станции Владивосток, приносили около 3 миллионов рублей убытков в год. На основании распоряжения №41 от 06.02.2008 года Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО «РЖД» нерентабельные подразделения были закрыты.

В настоящее время в связи с тем, что организации, ранее осуществлявшие питание на вокзалах, прекратили свою деятельность, ведётся работа по организации питания пассажиров на вокзалах с привлечением сторонних организаций. Так, на имя президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина направлено письмо о разрешении передачи в аренду высвободившихся площадей для осуществления на них питания пассажиров.

...Вокзал и привокзальная площадь меняют привычный вековой облик.

Автор: Вера ПЕРИК